е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
10
трехгранного верстового столба с
солнечными часами9. Сравнение
же проекта и осуществленных обе-
лисков показывает только типо-
логическое сходство. В проектных
пропорциях, соотношении плана
и венчания Валлен-Деламот по-
следовательно придерживался
канона «египетского» образца, хотя
и решил план в виде треугольника,
декорировал обелиск характерными
для классицизма рельефными гир-
ляндами. Однако в существующем
облике обелисков-столбов видна
более свободная от прообраза сти-
лизация архитектурной формы,
строгая и изысканная в своей про-
стоте, отличающаяся живописно-
стью примененных материалов.
Поэтому проблему авторства могут
разрешить только дополнительные
архивные материалы по истории
строительства верстовых столбов.
Верстовые столбы издавна в
России обозначали основные почто-
вые дороги и расстояния, их можно
считать первыми в нашей стране
дорожными знаками. Надписи на
верстовых столбах, к примеру, «40
верста» или просто цифра «40»,
следовало читать как «сороковая
верста». «Версты полосаты» -
известный поэтический символ
бесконечных российских дорог. В
нем отражен облик бесчисленных
верстовых столбов на протяженных
дорогах России, которые также
имели вид обелисков, но сильно
упрощенной формы, и для большей
заметности окрашивались диаго-
нальными полосами белого и чер-
ного цветов. Верста вплоть до 1917
года являлась российской мерой
пути длиной в 500 саженей. Длина
версты за многовековую историю
неоднократно изменялась в связи с
постепенной стабилизацией различ-
ной протяженности маховой, косой,
погонной саженей, применявшихся
для измерения длины, площади,
объема.
Верста в XIX веке, когда для
измерения длины была принята
сажень в 2,13 метра, стала несколь-
ко короче по сравнению с верстой
XVIII века, поэтому расстояние
между Петербургом и Царским
Селом словно удлинилось. В 1830-е
годы на части столбов изменили
цифровые обозначения верст, и,
вероятно, передвинули на новые
места. Изменение точек отсчета, ко-
торыми стали в Петербурге - Глав-
Начальный верстовой столб
на Московском пр.
у Обуховского моста. Фото 2008 г.
почтамт, а в Царском Селе - Кузмин-
ские Египетские ворота при въезде
в город, позволяло не увеличивать
количество столбов.
В начале 1920-х годов в нашей
стране перешли на современную ме-
трическую систему измерения дли-
ны дорог. Однако это не значит, что
обозначения на верстовых столбах
совсем устарели, поскольку длина
версты в XIX веке равна 1065 ме-
трам и не так уж сильно отличается
от современной системы измерения
в километрах (напомним, что 1 км
равен 1000 метрам). От верстовых
столбов происходит и современная
традиция указывать расстояния
на автомагистралях или железных
дорогах, где отсутствуют другие
ориентиры (например, «сороковой
километр» Московского шоссе или
автотрассы М-20 будет обозначен
цифрами 40 на принятом совре-
менными дорожными службами
знаке). В литературе о Петербурге
для описания местоположения до-
стопримечательностей авторы часто
опирались на обозначения версто-
вых столбов. Так, в путеводителе И.
Г. Георги упоминаются находящийся
на 7-й версте Царскосельской доро-
ги «увеселительный замок Чесма»,
на 8-й версте - «знатный каменный
дом» императрицы Елизаветы Пе-
тровны (известен горожанам как
Среднерогатский дворец), а «уве-
селительный замок Царское село»
лежит от Санкт-Петербургской кре-
пости к Ю.Ю. В. (юго-юго-востоку)
и от Фонтанки на 22 версты.
И. Г. Георги также привел в сво-
ем описании подробные сведения
о капитальных работах екатери-
нинского времени на «мостовых»
(замощенных) дорогах, ведущих
в Царское Село и Петергоф, ко-
торые имели одинаковое устрой-
ство. Работы были начаты под
руководством уже упоминающегося
М. И. Мордвинова и окончены в
1787 году Бауером. Военный инже-
нер Фридрих-Вильгельм фон Бауер,
Бауэр или Баур, инженер - генерал,
(1731-1783), уроженец графства
Ганау (Гессен). По приглашению
Екатерины II с 1769 года находил-
ся на военной службе в России. С
1772 года он занимался инженерной
деятельностью в области гидро-
техники и известен как строитель
Таицкого водопровода в Царском
Селе и Мытищенского водопровода
в Москве.
Дороги получили ширину до
8 сажень, они были возвышены и
выровнены. По обеим сторонам
выкопали и вымостили рвы для
осушения и возвышения дорожного
полотна. Рвы между собой соеди-
нялись поперечными подземными
каналами, проведенными с помо-
щью сводов. Выровненная и возвы-
шенная таким образом дорога была
покрыта слоем «опочистого» песка
толщиной в ладонь. Песок устлали
щебнем - «оттесками дикого камня,
растолченными до величины кури-
ного яйца». Насыпь была обложена
кирпичом наподобие мостовой,
потом также усыпана песком и так
вымощена, что получилась воз-
вышенная тропинка по сторонам
проезжей части. О масштабе этого
благоустройства свидетельствует
стоимость работ на каждую версту,
которая составила около 25 тысяч
рублей, за исключением мостов и
«прекрасных столбов для означе-
ния верст в 2 сажени вышины, из
тесаного дикого камня и мрамора
возведенных»10.
Екатерины II направила 16
июля 1792 года Высочайший ре-
скрипт управляющему Царским Се-
лом Аристарху Кашкину, где было
сказано: «Апробуя представление
ваше о содержании Царскосельской
дороги, идущей от Петербурга чрез
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 9 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст