е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
В его облике было воспроизведено
архитектурное оформление родни-
ка, как рекомендовали руководства
по созданию пейзажных садов (Гро-
манн). В начале 1900-х годов он еще
находился на перепутье дорог в по-
врежденном виде, накренившийся и
с отброшенной в сторону чашей15.
По Царскосельской дороге ча-
сто ездил император Александр I,
очень любивший Царское, а также
многочисленный двор, чиновники,
военные. В 1824-1825 годы по по-
велению государя на дороге про-
вели ремонт и устроили новое -
шоссейное полотно, перестроили
мосты под руководством инженера
П. П. Базена. После этого в течение
века дорога носила название Цар-
скосельского шоссе, а в пределах
городской черты Петербурга ее еще
раньше (с 1806 года) называли Цар-
скосельским проспектом.
Значение магистрали изме-
нилось с появлением в 1837 году
Царскосельской железной дороги,
поэтому о первом пути в Царское
Село постепенно стали забывать. В
прошлом остались быстро скакав-
шие почтовые тройки и придвор-
ные курьеры, всадники, дормезы и
дилижансы. Однако селения при
Царскосельской дороге - села
Большое Кузмино (1714), Большое
Пулково (1714), деревни Подгорное
Пулково (1786) и Каменка (1790)
процветали. Население, составив-
шее к середине XIX в. уже три с по-
ловиной тысячи душ (увеличилось
вдвое по сравнению с началом века),
разрасталось. Там было развито са-
доводство и огородничество. Тому
способствовала близость Петербур-
га и Сенного рынка, где крестьяне
продавали сельскохозяйственные
товары, в частности, саженцы де-
ревьев и кустарников, превращая
площадь на весеннее время в импро-
визированный сад.
Царскосельский проспект в
пределах Петербурга в 1878 году
переименовали в Забалканский,
а его продолжение - Царскосель-
ское шоссе до Пулкова - горожане
стали называть Московским шоссе.
Даже М. И. Пыляев, отметив, что
от Обводного канала «начиналось
Московское шоссе, усаженное до
Пулковской горы липами», забыл
упомянуть о фонтанах и верстовых
столбах Царскосельской дороги16.
Забылся и вид на Петербург с
Пулковской горы, первооткрывате-
лем которого был царь Петр I. Не-
сколько десятилетий спустя после
Пыляева об этом писал В. Я. Кур-
батов: «Московское шоссе вначале
пересекает болото, а потом поднима-
ется на Пулково-Кузминский откос.
Мало кто из петербуржцев знает о
красоте вида с откоса на зеленую
или снежную равнину, рябь домов и
золотые шапки церквей. Но в начале
XIX века этот вид славился на весь
мир. Мало кто знает, что от Пулко-
ва открывается прямая как стрела
перспектива на крепостной шпиль
[Петропавловского собора. - Прим.
автора], что на дороге у Четырех
Рустовый камень промежуточного
верстового столба. Фото 2008 г.
рук, в Каменке, Колонии и Пулкове
стоят дивные фонтаны Томона, что
в Пулкове ключ бьет в беседке Во-
ронихина, что избы, выстроенные по
проектам видных зодчих, расставле-
ны по художественно задуманному
плану по берегам прудов»17.
Облик местности по сторонам
Царскосельской дороги постепен-
но изменялся. Город разрастался и
двигался за Московскую заставу в
сторону Средней Рогатки, вбирая
в себя территорию Петербургско-
го и Царскосельского уездов. По
Забалканскому проспекту и Мо-
сковскому шоссе некоторое время
ходил к Среднерогатской колонии
городской трамвай.
Непоправимый ущерб мест-
ности был нанесен в годы войны и
блокады Ленинграда. Все истори-
ческие селения - Среднерогатская
колония, Каменка, Подгорное
Пулково, Большое Пулково, ока-
завшиеся в зоне боевых действий,
были стерты с лица земли. По
окончанию войны их восстанов-
ление сочли нецелесообразным,
однако ведущая в город Пушкин
дорога была необходима. В 1960-е
годы, когда расположенная к югу
от Средней Рогатки местность во-
шла в городскую черту Ленингра-
да, историческое дорожное покры-
тие на ней заменили асфальтом.
Через двадцать лет провели рас-
ширение Пулковского шоссе, для
чего рядом с исторической трассой
проложили второе полотно-дублер
с разделительной полосой. На
Деталь конечного верстового столба у Гатчинских ворот. Фото 2008 г.
15
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 14 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст