е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
16
ней оказались верстовые столбы
и фонтан Подгорного Пулкова,
который пришлось передвинуть
на несколько метров.
Не все верстовые столбы на
Царскосельской дороге дошли до на-
шего времени. Сигнал об опасности
для них прозвучал еще в 1925 году,
когда из-за начала перепланировки
Международного, ныне - Москов-
ского проспекта стали раздаваться
требования о переносе верстового
столба, находившегося против
Киевской улицы, который якобы
стал мешать движению. В 1937
году Ленгорсовет принял решение
о сносе всех верстовых столбов.
Учреждения по охране памятников
старины опротестовали это решение
в высшем правительственном орга-
не - Всероссийском центральном
исполнительном комитете, но Пре-
зидиум ВЦИКа отклонил протест
и разрешил Ленгорсовету «ликви-
дацию столбов, обязав произвести
научный обмер, фотофиксацию и
изготовление макетов». С тех пор
отношение к «мраморным версто-
вым пирамидам» изменилось на
пренебрежительное. Они были пере-
даны Музею городской скульптуры,
как и большинство монументов на
территории города, и, по существу,
превратились в музейные экспона-
ты. Однако уничтожение столбов
затянулось и не все они исчезли.
Из 9 верстовых столбов на
десятикилометровой трассе совре-
менного Московского проспекта к
1939 году ликвидировали шесть.
Однако три сохранились до настоя-
щего времени - один на Фонтанке,
другой на углу 7-й Красноармей-
ской улицы, третий - у Москов-
ских ворот. Интересно, что архи-
тектурный мотив закругленного
конического завершения «репрес-
сированных» верстовых обелисков
зодчие Ленпроекта применили в
оформлении парапета некоторых
новых «высоток», возведенных
тогда на Московском проспекте.
Вместо утраченных образовались
ряды «частокола» из десятков
обелисков, венчающих здания по
сторонам проспекта (Московский
пр.,184, 204 и др.).
Все «областные» верстовые
столбы (7 - на Пулковском, 6 - на
Петербургском шоссе, 1 - у Гатчин-
ских ворот Екатерининского парка)
тогда оставались еще нетронутыми,
но вскоре город оказался в блокад-
ном кольце шириной во всю Царско-
сельскую дорогу. Половина столбов
получила повреждения от 15 до
70% - они были покрыты выбоина-
ми от пуль и снарядов, конические
завершения и мраморная облицовка
пьедестала разбиты, повреждены
стилобаты. Более всего пострадали
обелиски Петербургского шоссе.
Столб у Кузминского кладбища
во время военных действий был
уничтожен полностью, остальные
сохранились с разной степенью по-
вреждений.
В 1950-е годы сумели восста-
новить пять столбов, всего же в
наличии оказалось только 14 из
23. Утраченные детали из мрамора
зачастую воссоздавались в граните,
а столб на середине расстояния
между Царским Селом и Петербур-
гом с показателями 12/12, который
изначально имел облик по типу
начально-конечных, с солнечными
часами, приобрел конический обе-
лиск и рустовый камень. Со време-
нем приходили в ветхость фонтаны,
хотя водопровод действовал до 1941
года. Находившийся на Среднеро-
гатской площади фонтан бесследно
исчез еще в 1910-1920-е годы Фон-
тан из Среднерогатской колонии в
1935 году перенесли в сквер у Казан-
ского собора. С 1945 года начались
мытарства пулковского фонтана из
Каменки, за военные годы превра-
тившегося в груду гранитных и бу-
товых камней. Вначале его перенес-
ли в сквер на площади Восстания,
устроенный на месте разобранной
Знаменской церкви (здесь нынче
метро «площадь Восстания»), а в
1950 году - в парк Победы, но через
несколько лет снова разобрали и
складировали в Музее городской
скульптуры, где он хранился до
2003 года. В год 300-летия Санкт-
Петербурга фонтан установили
на углу Московского проспекта и
Сенной площади (на той стороне,
где стоят верстовые столбы), без
реставрации и с искажением перво-
начального облика.
В настоящее время, когда город-
ские службы находят возможности
для устройства новых фонтанов,
вздымающих тонны дефицитной
питьевой воды только три месяца
в году, а остальное время искажаю-
щих облик города, представляется
неоправданным и неуважительным
отношение к историческим фонта-
нам. Многие из них, в том числе и
Промежуточный верстовой столб
с показателями 19 и 5
на Петербургском шоссе.
Фото 2008 г.
два находящихся на своих местах
пулковских фонтана, бездействуют
из-за отсутствия воды. Верстовые
обелиски одиноко стоят среди
газонов, многие из них трудно за-
метить среди рекламных щитов, их
стилобаты давно вросли в землю.
Царскосельская дорога постепенно
низводится до уровня безликой
автотрассы, хотя и международного
уровня. При этом в ее облике доми-
нируют давно устаревшие дорож-
ные знаки и громадные рекламные
щиты, историко-культурная цен-
ность которых может быть измере-
на только уровнем деградации по
сравнению со старинными «мрамор-
ными верстовыми пирамидами».
В последнее время на некоторых
участках появились незатейливые
цветочницы современного дизай-
на, которые несколько облагора-
живают вид магистрали. Однако
уникальность и неповторимость
магистрали придают памятники
архитектуры, градостроительства,
истории, исторические архитектур-
ные формы - фонтаны, верстовые
обелиски из гранита, живописных
мраморов и Пулковский мериди-
ан, составляющие своеобразный
художественно-исторический ан-
самбль Царскосельско-Московской
дороги.
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 15 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст