е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
Торжественный ввод в Санкт-Петербург шведских судов,
захваченных в битве при Гренгаме. Гравюра Зубова. ЦВММ
Морской бой судов Русского и Шведского флота у острова Гренгам
27 июля 1720 г Худ. Ф. Перро. 1841. ЦВММ
Торжественный ввод
в Санкт-Петербург шведских судов,
захваченных в битве при Гангуте
1714 г Худ. ГенрикДевит. ЦВММ
Путь России к Балтийскому
морю стал свободным. Так завер-
шился первый абордажный бой
российских воинов, вышедших к
берегам Балтики. За свою боевую
деятельность капитан бомбардиров
Петр Михайлов и поручик Алек-
сандр Меншиков получили высшую
награду России - орден Святого
Андрея Первозванного10.
Захваченные в абордажном
бою 7 мая 1703 года шведские суда
«Гедан» и «Астрильд» стали первы-
ми «призами», поставленными на
якоря на реке Нева для всеобщего
обозрения.
В дальнейшем, после каждого
морского сражения (по указанию
Петра I) на водную гладь Невы к Пе-
тропавловской крепости приводили
захваченные в бою вражеские кораб-
ли. На берегу собирались жители го-
рода. Криками «виват» и всеобщим
ликованием народ отмечал очеред-
ную победу молодого Балтийского
флота России. После победоносного
завершения Гангутского сражения
(1714) на водной глади Невы побы-
вали шведский фрегат «Элефант»,
шхерботы «Флюдра», «Симпан»,
«Мортан» и шесть галер. После
Эзельского сражения (1719) был
приведен на Неву шведский фрегат
«Карлскрон-Вапен», здесь же по-
бывали шведские шнявы «Крефт»
(1712) и «Полукс» (1717), а после
Гренгамского боя (1720) - фрегат
«Данск-Эрн» и галиот «Эвва Элео-
нора»11. Так была заложена славная
традиция Санкт-Петербурга и Рус-
ского флота приводить захваченные
«призы» на Неву к Петропавлов-
ской крепости. Вскоре Российский
император Петр I принял решение
«Вечно хранить взятые в плен не-
приятельские суда». После заверше-
ния празднеств «призы» уводились
в Кронверскую протоку, где они
хранились еще долгие годы.
20 марта 1732 года царица Анна
Иоанновна повелела «В целях со-
хранения от порчи захваченные
«призы» (суда - 17 ед) содержать на
берегу в добром хранении <.
..> для
памятствования к славе»12
Позднее, когда трофейных су-
дов стало существенно больше, их
перевели на новое место стоянки в
Гребной порт13.
Вскоре привод кораблей и
празднества на Неве стали прово-
дить и по другим поводам. Напри-
мер, 15 октября 1867 года по случаю
бракосочетания Его Величества
короля Эллинов Георга I с Ее импе-
раторским Высочеством великой
княжной Ольгой Константиновной,
на Неву (между Петропавловской
крепостью и Зимним дворцом)
были приведены царские яхты14. Со-
гласно утвержденной императором
21
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 20 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст