е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
и сейчас в центре внутреннего озера
красуется прекрасная ростральная
колонна, посвященная блестящей по-
беде Русского флота над турецким в
Чесменской бухте в 1770 году16.
Вот почему при решении вопро-
са о перебазировании Центрального
военно-морского музея в 1939 году
мнения участников обсуждения со-
впали в одном - предоставить музею
здание Биржи, рядом с Ростральны-
ми колоннами.
Ведь если смотреть со стороны
Зимнего дворца на стрелку Васильев-
ского острова, то сразу же бросается
в глаза композиционное и смысло-
вое единство Ростральных колонн
и хранящихся (вот уже три века)
в морском музее боевых реликвий
Морской столицы России - подлин-
ных свидетелей воинской славы и
доблести российских моряков17.
Традиция торжественного при-
хода кораблей на водный плес у
Зимнего дворца и Петропавловской
крепости сохранилась до наших
дней. В Петербурге празднование
ряда государственных, городских
и морских праздников сопрово-
ждается приходом на парад в Неву
современных боевых кораблей.
Традиционным продолжением
праздника стало посещение экспо-
зиций ЦВММ корабельными экипа-
жами, петербуржцами и иностран-
ными туристами. Там посетители
осматривают городские и флотские
реликвии: ботик Петра Великого
(дедушка русского флота), полотна
Боголюбова, Верещагина, Айвазов-
ского, трофейные флаги и вымпелы,
боевые и исторические реликвии.
Чтобы понять роль и значение
этих посещений, достаточно хоть
раз пройти вместе с группой зару-
бежных экскурсантов в Петровский
зал экспозиции музея. Шумный раз-
говор вошедших в зал посетителей
внезапно обрывается, они на мгно-
венье замирают и с нескрываемым
удивлением и с интересом осматри-
ваются по сторонам. И лишь спустя
5-10 минут, они приходят в себя и
шепотом обмениваются первыми
впечатлениями.
Годы идут. Стараниями патрио-
тов музея - многих адмиралов и
офицеров отечественного флота,
музейные коллекции постоянно
пополнялись разновидностями
оружия, моделями судов, боевыми
и историческими реликвиями, пред-
метами быта. Многие экспонаты по-
ступали в музей после завершения
кругосветных и дальних плаваний,
после окончания морских сраже-
ний и войн. Существенно возросла
численность предметов в музейных
фондах. Коллекция крупномас-
штабных моделей судов ЦВММ
(ок. 2000 ед.) сегодня является са-
мой большой в мире.
Фонды музея возросли до
800 000. Музею стало тесно, не
хватает площадей для хранения. В
сложившейся обстановке наиболее
правильное решение - оставить зда-
ние Биржи для экспозиции музея, а
Отдел фондов ЦВММ перенести в
другие помещения, как это недавно
происходило в Государственном
Эрмитаже, в Русском музее, в ГМЗ
«Царское Село» и в других музеях.
Коллектив ЦВММ сожалеет,
что к его трехсотлетнему юбилею
городские власти приготовили
«грандиозный подарок» - новый
вариант очередного перемещения
музея в Казармы Морского экипажа
у Крюкова канала и создание на его
месте очередного питейного заведе-
ния. Сегодня на стрелке Васильев-
ского острова их уже пять. Не много
ли? Принятое решение - убрать
из центра города пантеон русской
морской славы, один из крупней-
ших военно-морских музеев мира
(ЦВММ), вызывает у многих вете-
ранов флота и жителей Петербурга
по меньшей мере удивление. Боевые
реликвии отечественного флота,
хранящиеся в фондах музея, теперь
оказались ненужными, и их осмотр
вычеркнули из мероприятий, свя-
занных с традиционной практикой
ознакомления гостей и жителей
города с историей морской столицы
Санкт-Петербурга и отечественного
Балтийского флота.
Все это является следствием
непонимания либо, что еще хуже,
нежелания соблюдать исторические
традиции славного Града Петра.
Не пора ли пересмотреть реше-
ние о выселении ЦВММ из здания
Биржи и оставить музей на старом
месте??! Давайте уточним курс
деятельности правительства Санкт-
Петербурга!!!
Мы обращаемся к руководству
нашего города, к Главнокомандую-
щему ВМФ РФ, к ветеранам флота
и жителям Санкт-Петербурга: вы-
слушайте наши опасения и примите
мудрое решение повернуть на выве-
ренный курс. Ошибочно избранный
курс корабля, как правило, приводит
к губительным последствиям.
1
Курносов С. Ю. Морские музеи: история, современность и перспективы. СПб.:
ЦВММ, 2002. С. 46.
2
Морской Сборник. Т-ХСШ. № 11 ноябрь 1867 г. СПб.: Тип. Морского Министерства
в Главном Адмиралтействе, 1867. С. 21.
3 Огородников С. Ф. Морской музей в Санкт-Петербурге. Сборник кратких сведений
по Морскому ведомству. № 13. СПб., 1908. С. 27.
4 Краткий каталог Морского музея. 2-е изд. Морское министерство. СПб.: Типогра-
фия в Главном Адмиралтействе, 1887. С. 31; Краткий каталог Морского музея. Морское
министерство. СПб.: Типография в Главном Адмиралтействе. 1885. С. 18.
5 Материалы Истории Русского Флота. ЧАШ. СПб., 1880. С. 379.
6 Коротков А. Повседневная запись замечательных событий в Русском флоте. СПб.,
1894. С. 102.
7 Под Андреевским флагом. М., 1994. С. 13.
8 Там же. С. 4.
9 Там же. С. 19.
10 Записки музея. Вып. 1. Сборник статей. ЦВММ. Л., 1958. С. 37.
11 Курносов С. Ю. Морские музеи: история, современность и перспективы. СПб.:
ЦВММ, 2002. С. 48; Записки музея. Вып. 1. Сборник статей. ЦВММ. Л., 1958. С. 33;
Записки музея. Вып. 2. Сборник статей. ЦВММ. Л., 1960. С. 11; Записки музея. Вып. 3.
Сборник статей. ЦВММ. Л., 1968. С. 23.
12 Материалы Истории Русского Флота. ЧАШ. СПб., 1880. С. 379.
13 Курносов С. Ю. Морские музеи: история, современность и перспективы. СПб.:
ЦВММ, 2002. С. 47.
14 Материалы Истории Русского Флота. ЧАШ. СПб., 1880. С. 9.
15 Морской Сборник. Т-ХСШ. № 11 ноябрь 1867 г. СПб.: Тип. Морского Министер-
ства в Главном Адмиралтействе, 1867. С. 12.
16 Коршунова Н. Чесменская колонна: о войне и на войне. СПб.: Издательство-студия
«Фолиант», 1998. С. 53.
17 Морская мечта. Петр I и Российский Военно-морской флот. Каталог. Военно-
морской музей Ден Хелдера. Л.: ЦВММ, 1987. С. 7.
2 3
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 22 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 24 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст