м
у зе и П е т е р б у р га
Каталог Первой государственной
свободной выставки
произведений искусства
рабочих. .
.. Были посланы под-
робные извещения и предложения
участвовать на выставке членам всех
профессиональных союзов и рабочих
организаций», однако, на эти призы-
вы откликнулись единицы5.
Работа над выставкой шла долго,
и причины тому были самые прозаи-
ческие - то не хватало дерева, чтобы
изготовить щиты для развешивания
картин, то - холста и гвоздей. Кроме
того, в декабре начались морозы, и в
неотапливаемых залах было холодно
как на улице. «Температура иногда
доходила до 120 мороза. Работа в
таких условиях шла чрезвычайно
медленно, и открытие выставки зна-
чительно затянулось»6.
И тем не менее, 13 апреля 1919
года Первая государственная сво-
бодная выставка произведений ис-
кусства торжественно открылась.
Даже умудрились выпустить
каталог - тоненькую брошюрку
форматом в четверть листа. На
серой бумаге были напечатаны в ал-
фавитном порядке фамилии 359 ху-
дожников, участвовавших в выстав-
ке, с указанием обществ, к которым
они принадлежали, и названия всех
1826 выставленных произведений.
Были представлены все течения -
от передвижников до футуристов,
от Репина с «Бурлаками» до Мая-
ковского с эскизами к «Мистерии
буфф». Были и Мирискуссники во
главе с основателем Александром
Бенуа: Василий Шухаев, Борис
Григорьев, Борис Кустодиев, Миха-
ил Добужинский, Николай Рерих,
Остроумова-Лебедева, Петров-
Водкин, разместившиеся в Золотой
гостиной и в Белом зале.
«Союз молодежи» представля-
ли: Марк Шагал, один занявший
24-я работами половину Пикетного
зала, Павел Филонов, выставивший
22 картины под одним общим на-
званием «Ввод в мировой расцвет»,
были и работы Ольги Розановой,
(руководившей художественно-
промышленным отделом ИЗО,
скончавшейся 7 ноября 1918 года).
Заведующий секцией художествен-
ных работ Отдела изобразительных
искусств Натан Альтман значился
в каталоге как член сразу двух этих
объединений - и «Союза молодежи»,
и Общества «Мир искусства».
А вот руководивший в то время
всем изобразительным искусством
Республики Давид Штеренберг был
сам по себе: он не входил ни в одну
из представленных десяти групп.
Были на выставке и несколько
эрмитажников: кроме уже упо-
мянутого Александра Бенуа, - это
Степан Яремич, Осип Браз, Леонид
Альбрехт, Всеволод Воинов7.
Выставка заняла первую и вто-
рую запасные половины дворца
(залы второго этажа со стороны
площади), Георгиевский и Аполло-
нов залы. Больше в Зимнем места
не было (В Невской анфиладе и
Гербовом зале шли концерты и ки-
носеансы), поэтому прихватили еще
Павильонный зал и Романовскую
галерею Малого Эрмитажа. В гале-
рее, которую еще недавно украшали
царские портреты (отсюда и ее на-
звание - «Романовская»), развесили
картины художников, входивших в
«Общество им. Куинджи».
Названия картин вполне соот-
ветствовали историческому момен-
ту. «Бой у Зимнего дворца», «Долой
орла!», «Отречение Николая II»
Ивана Владимирова, написанные в
лучших традициях академической
школы (учился у А. Д. Кившенко,
автора хрестоматийного «Воен-
ного совета в Филях»). «Взятие
Зимнего дворца 25 октября 1917
года», триптих «Царь-палач» и еще
20 с лишним жанровых картин Гав-
риила Горелова, тоже академиста,
учившегося у Репина. Морские
пейзажи Николая Бубликова, уче-
ника Куинджи и Шишкина (в 1939
году его картина «Ледокол Красин»
была представлена в Советском
павильоне Всемирной Выставки в
Нью-Йорке).
Известный своими портретами
членов царской семьи М. В. Рундаль-
цов на этот раз представил «Портрет
Председателя Совнаркома тов. Ле-
нина. Ремарка - портрет К. Маркса».
Напомним, что знаменитый портрет
Николая II работы Валентина Серо-
ва, висевший в покоях императрицы
и уничтоженный во время штурма,
дошел до нас именно в копии Рун-
дальцова, на том же листе сделав-
шего миниатюрное изображение
цесаревича Алексея. Теперь же
вместо царя был Ленин, а вместо
наследника - Маркс.
Интересно, что соседствовали
эти полотна с весьма не патриотич-
ными произведениями, можно даже
сказать - контрреволюционными.
Это, например, «Пасхальный
стол» Александра Маковского
(профессора АХ, академика), баре-
льеф «Христос в терновом венце»
маститого А. Ф. Васютинского
(академика, автора царских пор-
третных монет и тителей последнего
серебряного рубля Российской им-
перии, выпущенного в 1916 году. В
1922 году Васютинский изготовил
штампы первого серебряного рубля
РСФСР и золотого червонца СССР
и получил звание Героя труда),
несколько картин на библейские
сюжеты не менее маститого Генриха
Матвеевича Манизера (его картину
«Въезд Гурко в Казанлык» в свое
время купил Александр III).
Здесь же были и скульптурные
работы его сына, Матвея Генрихо-
вича Манизера, начинавшего свою
блестящую карьеру. (Впослед-
ствии - академик, трижды лауреат
и автор одной из лучших станций
Московского метро - «Площадь ре-
волюции». Его же - памятники Во-
лодарскому у Володарского моста
и Д. И. Менделееву на Московском
проспекте. Ему было доверено снять
посмертную маску И. В. Сталина).
На самом деле, произведений,
что называется, «на злобу дня» на
той грандиозной выставке было не
так и много, в основном преоблада-
ли пейзажи и натюрморты; в общем,
был соблюден принцип равенства
всех художников, которого придер-
живался Штеренберг, написавший
в отчете о работе ИЗО в 1919 году:
«Нельзя поощрять то или иное на-
правление в искусстве. Для нас нет
течений.
..».
27
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 26 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст