М
у зе и П е т е р б у р га
2 8
Действительно, в выставке при-
няли участие все желающие, ведь
впервые не было «заградительных
заборов», как выражались устрои-
тели, к тому же все затраты взял
на себя отдел ИЗО. «Отсутствие
жюри и освобождение участников
от материальной зависимости - вот
основные принципы, на которых
эта выставка организовалась, без
которых цель выставки не могла бы
быть достигнута».
Штеренберг считал, что искус-
ство рабочего класса должно быть
«свободно от прошлого, так же бы
ненавидело прошлое, как его нена-
видит рабочий класс».
Рабочий класс, может быть, и
ненавидел прошлое, но это вовсе
не означало, что он ненавидел и
искусство этого прошлого, хотя бы
уж потому, что он этого искусства
не знал. Напротив, из газетных от-
четов известно, например, с каким
интересом питерские рабочие про-
ходили по залам Зимнего, смотрели
на картины, а потом со священным
трепетом слушали Реквием Моцар-
та в золоченом Гербовом зале.
По случаю открытия Выставки
прошел митинг-концерт, а Пунин
выступил в газете «Искусство ком-
муны» со статьей «Пролетарское
искусство».
Единственное, что несколько
разочаровало организаторов - это
то, что несмотря на их призы-
вы, художников-рабочих в числе
участников практически не было.
В каталоге значится только один -
«М. П. Качаровский, рабочий-
самоучка» с двумя работами - «То-
варищи» (этюд с фотографии) и
«Куйте железо пока горячо».
Тем не менее, художественная
жизнь города была представлена
полно, и публика имела возмож-
ность увидеть «почти всех Петер-
бургских художников и почти все
художественные организации».
ПАМЯТНИК РАДИЩЕВУ
13
апреля 1918 года В. И. Ленин
подписал декрет Совнаркома «О
памятниках республики». По тому
декрету в Петрограде были сняты
памятники «царям и их слугам»,
которые Секция Художественных
работ ИЗО сочла уродливыми.
Таковыми оказались, например,
два памятника Петру I на Адмирал-
тейской набережной (один из них,
вернее его копия, после долгих лет
снова вернулся на свое место).
Сносили не только памятни-
ки. Спиливали короны с решеток
(с решетки Кронверкского канала
спилили только маленькие короны,
почему-то оставив царские гербы),
сбивали двуглавых орлов, убирали
«возмутительные надписи».
Вот заметка в Красной газете:
«Тов. Луначарский в связи с мону-
ментальной пропагандой просил
указывать ему на возмутительные
надписи. С удовольствием. Вот пер-
вая парочка. На Исаакие золотыми
буквами изображено: «Именем
Твоим возвеселится царь». А на
часовне, что у Летнего сада: «Не
прикасайся к помазаннику моему».
Открытие памятника
Софье Перовской
перед Московским вокзалом
Помазанника смазали, а подобные
надписи следовало бы замазать.
Ибо это - тоже монументальная
пропаганда»8.
К первой годовщине револю-
ции в Москве было поставлено
12 памятников, в Петрограде - 10
(Марксу, Энгельсу, Каляеву, Ники-
тину, Кольцову, Дантону, Бакунину,
Плеханову, Робеспьеру, Сковороде,
Бетховену, Радищеву, Гейне, Хал-
турину, Жоресу, Перовской и др.).
Предполагалось, что оценку этим
творениям даст народ, и лучшие
работы будут отлиты в бронзе или
высечены из камня.
Но на деле все обернулось не
так, как предполагали. Штеренберг
в Отчете о деятельности Отдела
ИЗО Наркомпроса в 1919 году пи-
сал: «Мастеров, которые могли по-
ставить памятники, у нас оказались
единицы. Когда эти памятники были
поставлены, явилось определенное
желание немедленно их убрать, так
антихудожественно и скверно во
всех смыслах они были сделаны».
Так, например, сразу после открытия
в декабре 1918 года был снят памят-
ник Софье Перовской, поставленный
перед Московским вокзалом. По сло-
вам Луначарского, народоволку так
«нечеловечно изобразил» скульптор-
футурист Гризелли, что пришедшие
на открытие памятника буквально
шарахнулись от него в сторону, а тов.
Лилина (жена Зиновьева) потребова-
ла его убрать.
В результате Московский Совдеп,
который первоначально руководил
скульпторами, уступил право ставить
памятники отделу Изобразительных
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 27 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст