Искусств. В Петрограде Отдел ИЗО
вообще отказался передать бразды
правления в руки профсоюза, и па-
мятники, по мнению Штеренберга,
оказались лучше московских. В том
же отчете он писал: «Надо надеяться,
что учащаяся сейчас в школах све-
жая рабоче-крестьянская молодежь
создаст, наконец, при нашем усилен-
ном внимании в этой области, кадр
скульптурных мастеров, которых у
нас в России в настоящее время не
имеется. До того времени, какие бы
требования к нам ни предъявлялись
с этой стороны, мы можем только вы-
бирать лучшие из худших работ. Как
я уже сказал, в России можно найти,
может быть, только 3-4 скульптур-
ных мастера на всю Россию»9.
22 сентября 1918 года в Петро-
граде был торжественно открыт
памятник А. Н. Радищеву - первый
из установленных в городе по ле-
нинскому плану монументальной
пропаганды.
«Играет Марсельеза, красный
полог падает, народ обнажает голо-
вы, гордый бюст Радищева озирает
Неву»10.
Небольшой гипсовый бюст выле-
пил скульптор Л. В. Шервуд. Скуль-
птуру установили, как думалось тог-
да, временно, чтобы потом заменить
гипс на более прочный материал, но
потом было уже не до Радищева.
у зе и П е т е р б у р га
Памятник революционеру-
декабристу Радищеву (так, по край-
ней мере, было написано в «Петро-
градской правде») установили в
проломе ограды Зимнего дворца со
стороны набережной. В ходе рево-
люционных событий часть каменной
ограды с решеткой была разрушена, а
груда огромных камней постамента
дворцовой решетки валялась здесь
же, у набережной. На открытии па-
мятника «тов. Луначарский, вскочив
на обломок гранита, произнес перед
народом пламенную речь». В интер-
претации корреспондента «Красной
газеты» смысл её сводился к следую-
щему: «Это народ пробил широкую
брешь в бывшем жилище тиранов
и деспотов и, освятив это жилище
памятником одного из первых му-
чеников революции, превращает это
жилище царей в Дом Народа».
Нарком с большим воодушевле-
нием говорил о том, что дворец ждет
прекрасное будущее - он должен
превратиться в «приют развлече-
ния, питания и образовательного
отдыха для детей питерского про-
летариата»11.
Иными словами, Зимний дворец
вполне мог стать Дворцом пионеров,
если бы в октябре 1919 года Петро-
градский Совет не решил увековечить
историю победившей революции в
этом главном «жилище тиранов».
Пионеры, однако, тоже не оста-
лись забытыми - в 1934 году им был
передан Аничков дворец на Невском
проспекте.
В заключение праздничного
митинга поэт В. Князев зачитал
стихи собственного сочинения,
написанные по случаю открытия
памятника:
Проклятых деспотов дворец
Народ заставил потесниться,
Чтоб революции борец
Мог революции явиться.
Закинув голову назад,
Он смотрит, мученик свободы,
На рудниках проведший годы,
На коммунарский Петроград.
Внизу шумит несметный люд,
Гремят оркестры боевые,
И в царском городе впервые
Почет бунтарству воздают12.
Гипсовый бюст не простоял и
года - в конце января 1919 года на
месте его уже не было.
Из донесения охранника 2-го
городского района 19 января 1919
года: «Довожу до сведения комен-
данта, что сего числа во время моего
дежурства в 5 ч. утра, памятник,
поставленный на углу у бывшего
Зимнего дворца товарищу Радище-
ву, упал и разбился».
1
Из отчета о работе театральной секции.
Изобразительное искусство. № 1. Журнал Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного Просвещения. Петербург.
1919.
2
Петроградская правда № 257, 24 ноября 1918 г.
3 Изобразительное искусство. № 1. С. 86.
4 Искусство коммуны. № 1, 7 декабря 1918 г.
5 Каталог Первой государственной свободной выставки произведений искусства. Петербург. Дворец искусств (бывш. Зимний
дворец). 1919. С. 5.
6 Там же.
7 Альбрехт Леонид Павлович (1872-1942) - в 1908 г. окончил Академию художеств со званием художника, с 1914 г. работал по-
мощником реставратора в Императорском Эрмитаже, с 1925 - художником реставратором. Умер в блокаду.
Браз Осип Эммануилович (1873-1936) - учился в Мюнхене, изучал живопись, путешествуя по Франции и Голландии. В
1895 г. поступил в Академию художеств, в мастерскую И. Е. Репина, в 1897 г. получил звание художника за серию портретов (один из
них приобрел П. М. Третьяков), автор единственного законченного прижизненного портрета А. П. Чехова (1898), с 1914 г. - академик
АХ., в 1916 г. включен в комиссию по реставрации картин Эрмитажа, с 1918 г. - хранитель. Подарил Эрмитажу купленную в антиквар-
ном магазине и отреставрированную им картину «Натюрморт с атрибутами искусства», он же установил авторство Ж.-Б. Шардена. В
1920 г. сослан на Соловки на шесть лет, чудом уцелел, вернулся, а потом уехал сначала в Германию, а оттуда в Париж.
Воинов Всеволод Владимирович (1880-1945) - выпускник физ.-мат. отделения Петербургского университета, прослушал курс
в Археологическом институте. С 1914 г. - делопроизводитель канцелярии Эрмитажа, 30 декабря 1915 г. назначен секретарем особого
совещания по вопросам реставреции картин, с 1919 г. - ассистент картинной галереи Эрмитажа по Отделению гравюр и рисунков
(рекомендован С. П. Яремичем и А. Н. Бенуа). С 1923 г. - зав. Отделомграфики Русского музея.
Яремич Степан Петрович (1869-1939) - учился живописи в иконописной школе Киево-Печерской лавры, в Киеве брал уроки у
Н. Н. Ге, помогал М. Врубелю в росписях Владимирского собора в Киеве. С 1900 г. - в Петербурге, в 1904-1908 гг. - художник в антрепризе
С. П. Дягилева в Париже. С 1918 г. - зав. Отделением рисунков Эрмитажа, с 1930 г. - зав. реставрационной мастерской Эрмитажа.
8 Красная газета. Утренний выпуск № 209. 4 октября 1918 г.
В 1930 г. пошли дальше - снесли саму мраморную часовню, выстроенную в 1866 г. архитектором Р. И. Кузминым на месте больших
ворот Летнего сада в память избавления Александра II во время покушения на него Каракозова.
9 Изобразительное искусство. № 1. С. 72.
10 Петроградская правда № 207. 22 сентября 1918 г.
11 Красная газета № 189. Утренний выпуск. 23 сентября 1918 г.
12 Красная газета № 189. Вечерний выпуск. 23 сентября 1918 г.
2 9
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 28 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст