И
с т о р и я у ч р е ж д е н и и
30 статьи инструкции для начальни-
ков станций пассажирские билеты
проверялись и сразу отбирались у
входной двери специальными слу-
жащими, назначаемыми начальни-
ком станции. Агенты, отбиравшие
билеты, должны были исполнять
эту обязанность со всевозможной
тщательностью и вежливостью.
Начальникам станций также пред-
лагалось ставить во время прибытия
поездов на обоих концах платформы
жандармов или сторожей, которые
следили бы за тем, чтобы все пас-
сажиры, прибывавшие с поездами,
проходили только через здание
станции, что давало возможность
отбирать, а следовательно, и прове-
рять билеты у всех пассажиров18.
В целях обеспечения безопас-
ности движения вводились особые
правила для составления поездов.
Так, например, в зимнее время
состав пассажирского поезда не
должен был превышать 10 вагонов.
Кроме того, в случае непогоды
начальник депо имел право само-
стоятельно еще больше уменьшить
длину поезда19.
Об
изменениях тарифов и про-
даже материалов и невостребован-
ных грузов объявления печатались
в газетах «Гражданин», «Новое
время» и «Новости». Объявления об
изменении в расписании движения
поездов публиковала только «Пе-
тербургская газета»20.
Одновременно с пассажирской
станцией возводились и другие соо-
ружения: вагонные и локомотивные
депо, дома для служащих. Для этой
цели в 1856 году барон А. Л. Шти-
глиц купил у Санкт-Петербургской
городской Распорядительной думы
и у жены купца Александры Алек-
сеевны Захаровой дополнительные
участки земли21.
Не забывало руководство до-
роги заботиться и о быте своих слу-
жащих. Под жилье для служащих
перестраивали старые здания22, воз-
водились хозяйственные постройки
и служебные помещения. Однако
с течением времени собственных
казенных квартир для служащих
железной дороги стало не хватать, и
в 1903 году правление дороги арен-
довало для этих целей дом № 122
по Обводному каналу23. Текущий
ремонт жилых зданий также прово-
дился за счет дороги24.
Территория Балтийской желез-
ной дороги делилась на 8 врачебных
участков, которые, в свою очередь,
подразделялись на фельдшерские
околотки и акушерские округа. Ле-
чение больных и выдача лекарств
служащим дороги осуществля-
лись бесплатно. Своих больниц у
Балтийской железной дороги не
было. В случае надобности больные
оправлялись в городские больницы
за счет правления железной дороги.
При этом, если увечье было получе-
но на службе, то пострадавшему или
членам его семьи выплачивалась
ежегодная пенсия25. Пособия выпла-
чивались также в случае рождения
ребенка или на похороны26.
В больницах и лазаретах для
получивших увечье нижних чинов
Балтийской железной дороги было
введено преподавание ручного
труда. Их обучали работам по де-
реву, плетению и другим ремеслам.
Работы больных оценивались пре-
подавателями и поступали для про-
дажи в киоск, установленный в зале
I класса на Балтийском вокзале. Из
вырученных денег 2/3 получали
сами работавшие, а 1/3 шла на за-
купку нового материала27.
В 1860-1870-е годы Петер-
гофская железнодорожная ветка
была продолжена. Первый поезд
до Ораниенбаума прошел в 1864
году. Он состоял из двух дачных
вагончиков.
Строительные работы про-
должались и в последующие годы,
они были связаны, прежде всего, с
дальнейшим улучшением обслужи-
вания на дороге и рядом с ней. Уже
с первых лет своего существования
Петергофская (Балтийская) желез-
ная дорога стала своеобразной экс-
периментальной базой. Так, 28 июля
1872 года начальник управления
железной дороги утвердил проект
пакгаузов, которые собирались
строить на вокзале из старых рель-
сов, покрытых асфальтовым толем28.
Здесь было внедрено электрическое
освещение на локомотивах по систе-
ме П. Н. Яблочкова взамен фото-
генного, использовались газовые
фонари петербургского инженера
Берланда вместо масляных.
19 декабря 1872 года к Петер-
гофскому вокзалу прибыл первый
поезд из Ревеля (совр. Таллинн). С
того времени началось регулярное
движение поездов дальнего следо-
вания на Балтийском направлении,
и значение Петергофского вокзала
значительно возросло. Тогда же он
получил свое современное назва-
ние - Балтийский вокзал29, а старая
Петергофская железная дорога
стала вторым и третьим участками
новой дороги. В честь открытия
новой железной дороги выпустили
золотые жетоны, которые получили
те, кто принимал большое участие
в строительстве и организации до-
роги. Выдавались они каждый раз
по особому постановлению и давали
право бесплатного проезда30.
В 1878 году, ввиду неудобств
при движении экипажей на узкой
набережной Обводного канала,
между Варшавским и Балтийским
вокзалами, был поднят вопрос о
необходимости расширения мосто-
вой на этом участке31. Однако его
решение затягивалось.
Зимой 1881-1882 годов удалось
даже проложить по льду морскую
железную дорогу, соединившую
Ораниенбаум с Кронштадтом32.
К началу 1890-х годов старые
газовые трубы, по которым про-
ходил газ для освещения станции,
уже находились в неудовлетвори-
тельном состоянии33. В 1893 году
были приняты меры для усиления
освещения набережной Обводного
канала. Стоявшие там газовые фона-
ри были заменены горелками Ауэра.
Кроме того, при въезде на Балтий-
ский вокзал был поставлен один
опытный фонарь с тремя горелками
на высокой колонне34. В то же время
произошло и урегулирование самой
набережной Обводного канала,
которая была значительно расшире-
на35. К 1901 году Балтийский вокзал
уже освещался электричеством36.
В 1910 году для производства
погрузки, разгрузки, перевозки,
переноски, доставки на дом и хра-
нения товаров и ручного багажа на
Балтийском вокзале была учреж-
дена артель под названием «Петер-
бургский носильщик». Устав ее был
утвержден 6 марта 1910 года37.
Переустройство Балтийской
железной дороги проводилось в
1913 году. Оно было связано в пер-
вую очередь с введением на Орани-
енбаумской ветке вместо паровой
тяги электрической38.
К 1930-м годам пассажиро-
поток на Балтийском вокзале
значительно возрос, и это вызвало
его перестройку. С целью увели-
чения пропускной способности
из-под купола убрали железно-
дорожные пути, все платформы
43
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 42 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст