стали упираться в одну общую
лобовую платформу или распреде-
лительную площадку, на которой
были оборудованы указатели для
поездов. Боковые входы были за-
крыты, а центральный вход сделан
на месте трех арочных окон. Кро-
ме того, после реконструкции, в
январе 1933 года, от Балтийского 1
1
с т о р и я у ч р е ж д е н и й
вокзала пошли первые электрички.
То была первая электрифициро-
ванная линия на Ленинградском
узле, причем все оборудование для
нее изготовили на отечественных
заводах - московском «Динамо» и
ленинградском «Электросила»39.
Последняя перестройка Бал-
тийского вокзала произошла в
1985 году. Тогда заменили кровлю,
утеплили зал, со стороны платформ
установили стеклянные ворота40.
На сегодняшний день Балтий-
ский вокзал, как и 150 лет назад,
остается одним из красивейших зда-
ний Петербурга, прекрасно справ-
ляясь и со своей функциональной
нагрузкой.
1
Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) - барон, управляющий Государственным банком, почетный член совета
С-Петербургского коммерческого училища, действительный член совета Высшего коммерческого пансиона. В 1857 г. за усердие и
успешное содействие, оказанное по устройству новых железных дорог в Российской империи, пожалован, как главный учредитель
этих дорог, орденом святого Станислава I степени. Он завещал все свои акции Российских железных дорог своей приемной дочери
Надежде Половцевой (ЦГИА СПб. Ф. 239. Оп. 1. Д. 1449, Л. 19-30; Ф. 780, Оп. 1. Д. 512. Л. 4 об.).
2
Там же. Л. 26.
3 Там же. Ф. 514. Оп. 1. Д. 432. Л. 1.
4 Там же. Л. 10.
5 Кракау Александр Иванович (1817-1888) - заслуженный профессор императорской Академии художеств, архитектор высо-
чайшего двора. Родился в Петербурге, в лютеранской семье. Окончил лютеранскую Петро-Павловскую школу и в 1826 г. поступил в
Академию художеств. Пребывание его в Академии в 1826-1837 гг. ознаменовалось быстрыми успехами по всем предметам. По оконча-
нии курса в 1837 г. он получил малую серебряную медаль. В 1839-1842 гг. Кракау состоял на коронной службе в чертежной комиссии
по постройке храма Христа Спасителя в Москве. В 1842 г. он отправился за границу, посетил Италию и Испанию. В Россию вернулся
в 1850 г. С 1853 г. профессор архитектуры. В 1867-1888 гг. преподавал в Академии художеств. В 1854-1860-е годы был архитектором
правления 1-го округа путей сообщения. Главный архитектор Дирекции императорских театров (1870-1882). Член-учредитель Санкт-
Петербургского общества архитекторов.
6 Вокзалом ^аихЬа11) с XVII в. до 1835 г. называлось увеселительное место близ Лондона. В России слово «вокзал» стало нари-
цательным для станций железной дороги, вероятно, по примеру Павловского вокзала, который был одновременно станцией железной
дороги и увеселительным местом. В 1838-1917 гг. при Павловском вокзале давались концерты в специально для этого построенном
помещении - Курзале.
7 Богданов И. Балтийский (Петергофский) вокзал / / Новый журнал. 2003. № 1. С. 163-172.
8 Чистяков В. М. Славная жизнь Балтийского вокзала / / Ленинградская панорама. 1982. № 11. С. 31-33.
9 Верландер А. П. Путеводитель по Балтийской железной дороге. СПб., 1862. С. 52.
10 ЦГИА СПб. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 15. Л. 24.
11 Зодчий. 1889. № 3-4. С. 20.
12 ЦГИА СПб. Ф. 792. Оп. 1. Д. 248. Л. 16-17 об.
13 Там же.
14 Санкт-Петербургские ведомости. 1857. № 162 (27.07). С. 840-841.
15 Там же.
16 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 148. Д. 204.
17 Фотографическая иллюстрация. 1863. № 3. с. 21.
18 ЦГИА СПб. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.
19 Там же. Л. 1.
20 Там же. Д. 26. Л. 8.
21 Там же. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5626. Л. 1 а-ж.
22 Там же. Л. 33, 36, 77.
23 Там же. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 33. Л. 189.
24 Там же. Д. 28. Л. 119.
25 Там же. Д. 26. Л. 18 об., 45-45 об.; Д. 43. Л. 11, 16.
26 Там же. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 26. Л. 2-8.
27 Там же. Ф. 1374. Оп. 7. Д. 84. Л. 188.
28 Там же. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5626. Л. 52-75.
29 Чистяков В. М. Балтийский вокзал / / Блокнот агитатора. 1982. № 17. С. 47-53.
30 ЦГИА СПб. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 4. Л. 169, 241, 459.
31 Там же. Ф. 513. Оп. 118. Д. 204. Л. 1-1 об.
32 Чистяков В. М. Славная жизнь Балтийского вокзала / / Ленинградская панорама. 1982. №11. С. 31-33.
33 ЦГИА СПб. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 15. Л. 74.
34 Там же. Ф. 513. Оп. 122. Д. 188. Л. 39 об. - 40.
35 Там же. Ф. 792. Оп. 1. Д. 5580. Л. 1-1 об.
36 Там же. Ф. 1806. Оп. 1. Д. 15. Л. 24-25, 33, 77-79; Д. 43. Л. 1.
37 Там же. Ф. 569. Оп. 13. Д. 228. Л. 10.
38 Санкт-Петербургские ведомости. 1913. № 107 (15.05). С. 4.
39 Чистяков В. М. Балтийский вокзал / / Ленинградская панорама. 1982. № 11. С. 32.
40 Бобров В. Второе рождение вокзала / / Вечерний Ленинград. 1985. № 143 от 24.06. С. 1.
44
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 43 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст