у ш а П е т е р б у р га
П о следам СююмбиКэ в Петербурге
Ф. К. Назмеева
В XVШ -XIX веке образ пре-
красной казанской царицы неиз-
менно привлекал внимание русских
поэтов, писателей, композиторов,
пленяя их своей особой поэтич-
ностью и завораживающей таин-
ственностью. В 1779 году появилась
самая большая поэма русского поэта
М. М. Хераскова «Россияда», по-
священная взятию Казани русскими
войсками в 1552 году. В 1806 году
С. Н. Глинка сочинил трагедию
«Сумбека, или падение Казанского
царства», а в 1810 году увидела свет
трагедия А. Н. Грузинцова «По-
коренная Казань, или милосердие
Царя Иоанна Васильевича, проиме-
нованного Грозным».
В начале XIX века в общественно-
духовной жизни России произошли
большие изменения. Если в кон-
це XVIII века, при царствовании
императора Павла I основными
ценностями жизни считались в
русском обществе служба и чин, то
позже героем столичных салонов
стали театрал, поэт, романтический
персонаж. В петербургских салонах,
центрах духовной жизни общества,
говорили о поэзии и философии,
искусстве и политике, обсуждали
театральные премьеры и игру ве-
дущих актеров. На заре нового века
весь Петербург увлекся театром -
там царила героическая трагедия,
проникнутая гражданскими идеями,
там витал высокий патриотический
дух. А в аристократических сало-
нах столицы тогда часто звучало
необычное имя «Сумбека».
7
мая 1807 года трагедия в пяти
действиях С. Н. Глинки «Сумбека,
или падение Казанского царства»
была исполнена на сцене Боль-
шого театра в Петербурге, а роль
Казанской царицы играла знаме-
нитая актриса Екатерина Семенова.
А. В. Каратыгин в рукописном
«журнале театральном» указывал,
что музыка к «трагедии в стихах и
хорами» С. Н. Глинки была напи-
сана талантливым русским компо-
зитором, воспитанником корпуса
придворных певчих, С. И. Давыдо-
вым. Большой Каменный театр Пе-
тербурга был построен в 1775-1783
годах по приказу Екатерины II
придворным архитектором Антонио
Ринальди, а в 1802 году обветшалое
здание было перестроено зодчим
Тома де Томоном. На сцене этого
столичного театра состоялся дебют
юной Екатерины Семеновой в роли
Нанины в одноименной пьесе Воль-
тера. Среди имен, сохранившихся
в истории русского театра, имя
Семеновой блестит особенно ярко.
А. С. Пушкин, высоко ценя искус-
ство актрисы, назвал ее «едино-
державною царицей трагической
сцены». Она играла первые траги-
ческие роли. Семенову называли
«драгоценной жемчужиной театра»,
публика ею восхищалась. Природа
щедро одарила ее: актриса представ-
ляла собой совершенный тип древ-
негреческой красавицы и для траги-
ческих ролей была идеалом женской
красоты. Она прекрасно танцевала,
завораживала мелодичным голосом
и величавостью жестов, поражала
зрителей богатством артистическо-
го воображения и умением вжиться
в образ героинь.
За пять лет, с 1803 по 1808 год,
Екатерина Семенова сыграла око-
ло двадцати ролей. Среди самых
любимых была роль прекрасной
Сумбеки в трагедии С. Глинки. Об-
раз Казанской царицы, созданный
актрисой, был полон неизъяснимого
очарования, захватывал зрителей
искренностью и выразительностью
чувств. Публика с волнением следи-
ла за судьбой Сумбеки, ее горе ста-
новилось общим, и зрители плакали
от сострадания. Драматический
темперамент, необычная сила вооб-
ражения, умение слиться с образом
героини - нежной, женственной,
решительной, страдающей - все это
потрясало публику. Театральный
Петербург долго говорил об этой
премьере, а знаменитый баснописец
И. А. Крылов, невысоко оценивший
стихотворную трагедию Глинки, но
восхищенный игрой актрисы, по-
святил ей такое четверостишие:
«Наш автор сам не знал,
Зачем волшебницы титул
Сумбеке дал;
Но ты, Семенова,
его в этом оправдала,
Ты за Сумбеку нас собой
очаровала»1.
В 1807 году Семенова отпра-
вилась с театром на гастроли в
Москву. Там она выступала в пяти
постановках - в «Сумбеке» играла
с московскими актерами 9 февраля
1808 года.
Известный русский художник
Орест Кипренский оставил рисунок,
изображающий Екатерину Семенову
в роли Сумбеки. Трагедия С. Н. Глин-
ки шла на сцене Большого театра в
Петербурге 7 и 12 мая, 11 июля в 1807
году, 3 и 18 января в 1821 году, 11 и
15 февраля в 1824 году.
В 1810 году А. Н. Грузинцов
написал трагедию «Покоренная Ка-
зань, или милосердие Царя Иоанна
Васильевича, проименованного
Грозным». Трагедия Грузинцова
в пяти действиях была показана
в Большом театре Петербурга 26
сентября 1813 года, когда празд-
новалось победное завершение
Отечественной войны. После побе-
ды над Наполеоновской Францией
наступил период подъема патриоти-
ческих чувств и усиления интереса
45
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 44 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст