у ш а П е т е р б у р га
46
к национальной истории. На сцене
царила историческая трагедия с ее
главным драматическим узлом - на-
род и личность.
Знаменитый русский актер
Яков Григорьевич Брянский сыграл
в спектакле одну из лучших своих
ролей - князя Курбского. Артист с
большим талантом, Брянский ис-
полнял первые роли в трагедиях на
русской сцене. Он обладал мощным
голосом, блестящими внешними
данными, тщательно работал над
каждой ролью2. На петербургской
сцене трагедия шла 26 сентября
и 2 октября 1813 года, 9 января и
30 июня 1814 года, 22 августа 1815
года. В Москве «Покоренную Ка-
зань» исполняли 8 и 19 октября,
26 ноября в 1814 году.
Известно, что в 1803 годе русская
труппа Большого театра Петербурга
разделилась на две равные части:
оперно-балетную, которая осталась
в старом здании театра, и драматиче-
скую, для которой архитектор Карл
Росси построил в 1828-1932 годах
здание Александринского театра.
Мало кому известно, что новый
театр должен был открыться 31
августа 1832 года премьерой балета
«Сумбека, или покорение Казанского
царства», но в силу определенных
обстоятельств спектакль был заменен
другой трагедией.
3 ноября 1832 года на сцене
Александринского театра в Петер-
бурге впервые был представлен
новый балет «Сумбека, или по-
корение Казанского царства». В
заглавии программы, изданной к
спектаклю, балет характеризовался
так: «.
..большой героический балет
в 4-х действиях, сочинение, в коем
три последних действия поставлены
на сцену балетмейстером Алекси-
сом Блашем»3. Балет был назван
героическим, так как в нем было
много сражений, но мало танцев.
Алексис Блаш приехал в Россию из
французского города Бордо после
отставки знаменитого хореографа
Ш. Дидло, считающегося одним из
классиков хореографии. Исключи-
тельно одаренный балетмейстер с
пленительным хореографическим
талантом, Дидло за 25 лет работы
для русского балета сделал больше,
чем его предшественники за весь
XVIII век. Алексис Блаш за время
своего пребывания в Петербурге
поставил 14 балетов с пышными де-
корациями, большим количеством
Александринскийтеатр
действующих лиц, но с посредствен-
ными танцами и слабо выстроен-
ным сюжетом. В Александринском
театре он поставил два новых ба-
лета «Дон-Жуан» и «Сумбека, или
покорение Казани». Последний, к
сожалению, по своим хореографи-
ческим достоинствам не выделялся
из всего, созданного Блашем, но
история его постановки связана с
важными переменами в русской
театральной жизни в 1820-1830
годах. Самому Блашу приписыва-
ется постановка трех последних
действий четырехтактного балета,
а автором первого акта был Дидло4.
И если бы не произошла досадная
отставка знаменитого хореографа
Дидло, то русское балетное искус-
ство обогатилось бы прекрасным
спектаклем об отечественной исто-
рии. Петербургский искусствовед
В. М. Красовская обнаружила в
фонде дирекции императорских
театров несколько дел, относящихся
к постановке балета «Сумбека»5. Из
первого документа, подписанного
Ш. Дидло и его помощником Огю-
стом, становится очевидным, что
авторами хореографии и музыки ба-
лета должны были быть сам Дидло и
итальянский композитор и дирижер
Катерино Кавос. Автором сценария
являлся член театрального комитета
граф П. И. Кутайсов, заведовавший
драматической труппой. Кутайсов
обратился к созданной в 1778 году
поэтом М. М. Херасковым поэме
«Россияда», потому что это произ-
ведение было очень своевременно в
тех политических условиях. Первый
документ был подписан Дидло и
Огюстом 2 мая 1828 года, а нака-
нуне, 14 апреля, Россия вступила в
войну с Турцией. На Кавказе уже-
сточилась борьба с воинственными
поборниками ислама - мюридами.
Все это вызывало живой интерес
к событиям прошлого - осаде и
взятию Казани. Среди внутренних
политических причин, побудивших
обратиться к былой победе, были не-
давнее подавление декабристского
восстания и стремление укрепить
власть Николая I и военного на-
чальства.
14
октября 1829 года было по-
лучено разрешение на постановку
балета. Программа балета, послан-
ная на цензуру в третье отделение в
сентябре 1829 года, не сохранилась.
Но, сравнивая программу, изданную
к спектаклю 1832 года, с докумен-
тами дела о постановке «Сумбеки»,
можно установить, что сценарий
существенно не изменился. «Выпи-
ска декораций из балета «Сумбека»,
санкционированная Дидло, почти
совпадает с начальными ремарками
каждого из действий печатной про-
граммы спектакля, осуществленно-
го Блашем. Факт участия Дидло в
создании балета неоспорим6. Вели-
кий хореограф часто обращался к
значимым историческим сюжетам.
В программе балета, напечатанной
в типографии Адольфа Плюшара
в 1832 году в Петербурге, указы-
вается: «Балет не история - скорее
поэма в действии, мир идеальный, в
коей история подчинена Поэзии и
Живописи. Автор балета следовал за
поэмой «Россияда».
..»7. Основными
действующими лицами спектакля
являются: Сумбека, вдовствующая
Царица и правительница Казан-
ского царства; Осман, Таврический
князь, любимец Сумбеки; Сеит,
Кульшериф - Молла Татарский;
Князь Михайло Воротынский, Глав-
ный Военачальник Российский.
Первое действие балета начина-
лось сценой на городской площади
Казани, украшенной мечетями и
дворцом Сумбеки. «Сцена напол-
нена разными орудиями. Повсюду
видны отчаяние и ужас. Казан-
цы приготовляются к отражению
решительной осады и не в силах
скрыть своего смятения»8. Сумбека,
увлеченная своей страстью к Таври-
ческому Князю Осману, наконец-то
осознает надвигающуюся на Ка-
занское Царство опасность и обо-
дряет свой народ, напоминая ему о
прежних его победах. Она поручает
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 45 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст