у ш а П е т е р б у р га
князю Осману принять начальство
над своим войском и передает ему
большое Царское знамя. В конце
действия появляются Российские
пленные, которых торжествующие
татары обувают в оковы. Второе
действие происходит в роскош-
ных садах Сумбеки, испещренных
цветами, украшенных киосками,
водометами. На фоне великолепных
восточных плясок Царица, забыв о
смертельной угрозе, предается уте-
хам и празднествам со своим люби-
мым князем Османом. Пир и пляски
прерываются два раза появлением
казанских воинов, принесших из-
вестие о неминуемой опасности.
Князь Осман должен встать во главе
войска и готовиться к сражению. Он
оставляет Сумбеку в глубочайшем
смятении: ее терзает внутренняя
борьба между любовью и долгом.
Сеит, Молла Татарский, обвиняет
Сумбеку во всех бедствиях. Ца-
рица неистово молится о помощи,
бросившись на колени. На это Сеит
отвечает, что моление уже поздно
и Сумбека должна обратиться за
помощью к тени своего супруга.
«Сумбека слагает с себя Царский
венец, покрывается черным по-
крывалом и в безмолвии следует за
Первосвященником с малым числом
своих прислужниц»9.
Третье действие начинается так:
«Очарованный лес, в коем воздвигну-
ты гробницы царя Сафгирея и прочих
Казанских государей. Привидения
блуждают по лесу, мерцающие огни
темно освещают мрачность леса, тени
Царей витают над гробами, и чудо-
вища стерегут вход леса, покрытого
глубокой ночью»10.
В своих исследованиях В. М. Кра-
совская отмечает, что это третье дей-
ствие для Дидло значило немало. В
документах дела о постановке «Сум-
беки» Дидло подчеркивал: «Что
касается машин и полетов, то нам
совершенно необходима, повторяем,
помощь господина Натье; он уже соз-
дает модели для этой работы, задумав
их с полным знанием дела»11.
В темном лесу Сумбека пы-
тается добраться до гроба своего
мужа, но привидения и духи пре-
граждают ей путь: для этой сцены
и были необходимы указанные
Дидло «машины и полеты». Сеиту
удается рассеять толпу привидений,
которые «отлетают и, стремясь к
гробу Сафгирея, окружают оный
с угрозами Сумбеке. Преступная
Царица умоляет их: позволить ей
вопросить тень своего супруга; они
противятся ее желаниям, но Сеит
сильнейшими заклинаниями снова
их разгоняет, и они скрываются в
глубине леса»12. Перед Сумбекой
появляется тень ее умершего су-
пруга Сафгирея, который обвиняет
ее в неверности и предрекает скорое
падение Казанского Царства. Вновь
появляются привидения, чудовища
и духи; ветер, гром, молния бесну-
ются в лесу. Возникает страшный
пожар. В полном отчаянии Сумбека
убегает из леса.
В четвертом действии про-
исходит битва татар с русским
воинством. Сумбека, осознавая
свое поражение, убегает из дворца.
Взорвав стены крепости, россий-
ские войска вступают в Казань.
Главный военачальник Российский,
князь Воротынский, водружает на
место Казанского флага Российское
знамя. Князь Курбский приводит
Сумбеку. Последняя сцена балета
описана в программе так: «Удручен-
ная горестью, терзаемая страхом,
она (Сумбека) подходит к неустра-
шимому вождю для испрошения
себе милосердия от Царя Иоанна.
Российский герой повелевает снять
с нее оковы. Царица, тронутая его
великодушием, обращается к своим
подданным и объявляет им, что, по-
коряясь судьбе, она первая желает
признать Иоанна своим государем.
Мгновенно берет свою царскую
утварь, вручает ее победителю и
преклоняет свою голову. Казанцы
падают ниц, а Россияне, наполняя
Е. Семенова
воздух звуками труб и литавр, еди-
нодушно восклицают “Ура!”»13.
Напомним, что, изучив до-
кументы о постановке балета,
B. М. Красовская пришла к опреде-
ленному выводу: балетом «Сумбека,
или покорение Казанского царства»
должен был открыться строившийся
Александринский театр (он получил
свое название в честь императрицы
Александры Федоровны, супруги
Николая I).
Граф Кутайсов, принимавший
участие в строительстве театра,
решил открыть театр, созданный ге-
ниальным архитектором К. И. Росси,
балетом другого гениального мастера
Ш. Дидло на патриотическую тему.
Но вскоре между великим хореогра-
фом и новым директором, князем
C. С. Гагариным, начались конфлик-
ты. Своенравный, независимый
Дидло твердо отстаивал свои тре-
бования, как режиссер и балетмей-
стер, и защищал свои права и своих
сотрудников, что не нравилось
дирекции императорских театров.
До последнего дня контракта Дид-
ло работал над постановкой своего
нового балета, чтобы торжественно
им открыть Александринский театр.
Даже после его ухода дирекция
театра намеревалась открыть новый
столичный театр этим спектаклем. В
Петербург приехал новый хореограф
Алексис Блаш. Так как композитор
А.К. Кавоз отказался сотрудничать с
новым балетмейстером, то музыку к
балету теперь писал Ипполит Соне,
рекомендованный Блашем. Все эти
обстоятельства вынуждали откла-
дывать премьеру балета.
Либо балетмейстер и компо-
зитор не успели в срок закончить
постановку балета, либо дирекция
императорских театров не решилась
открыть столь величественный
театр посредственным спектаклем,
но в торжественный день открытия
театра 31 августа 1832 года балет
«Сумбека, или покорение Казан-
ского царства» был заменен давно
идущей на петербургской сцене тра-
гедией М. В. Крюковского «Пожар-
ский, или Освобожденная Москва»
и новым дивертисментом Блаша
«Испанский праздник». Премьера
же балета «Сумбека» состоялась
3 ноября 1832 года14.
Остается только сожалеть, что,
не сумев найти разумного реше-
ния конфликта с Дидло, дирекция
императорских театров лишилась
47
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 46 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст