у ш а П е т е р б у р га
48
возможности открыть новый те-
атр блестящей премьерой. Балет
«Сумбека» в постановке Дидло мог
бы стать театральным триумфом
гениального балетмейстера. Тем не
менее, в театральной жизни Петер-
бурга балет о Казанской царице стал
знаменательным явлением. Феликс
Юсупов в своих мемуарах писал:
«Балет Глинки «Сумбека и взятие
Казани» с Истоминой в главной
партии в 1832 году в Петербурге
имел огромный успех»15.
В роли Сумбеки блистала пре-
красная балерина Истомина, танец
которой отличался поразительным
техническим мастерством, необык-
новенной выразительностью и боль-
шим разнообразием. Она обладала
изумительной грацией, легкостью
и быстротой в движениях. «Бли-
стательна, полувоздушна», - сказал
о ней Пушкин. В короне Казанской
Царицы балерина была обворо-
жительна. Костюмы Истоминой-
Сумбеки поражали богатством и
обилием дорогой отделки. В. М. Кра-
совская приводит опись сценических
костюмов в своей статье16. «Нижнее
платье серебряного глазета, выши-
того битью (Бить - сплющенная
тончайшая проволока для золотош-
вейной и золототканой работы).
Роброн малинового бархата, вышит
битью, фольгой и обшит мехом.
Покрывало белого тюля, вышитого
битью. Нижнее платье белого кем-
брика, вышитого мозаик белыми
блестками и по переду битью и
фольгой. Шуба голубого атласа,
вышита белыми блестками и фоль-
гой. Фальшивые полушаровары
белого атласа, вышиты блестками.
Платье белой кисеи вышито моза-
ик белыми блестками и на переди
фольгой. Шуба голубого гро-гран
моаре, вышита блестками и фоль-
гой, обшита камкой на подкладке
голубой тафты. Покрывало белого
тюля вышито желтой битью». В
откликах после премьеры балета
особой похвалы удостоился танец
девушек с малями, состоявший из
игры розовых шарфов, сплетающих-
ся, расплетающихся, принимающих
самые причудливые формы.
Балет «Сумбека, или покоре-
ние Казанского царства» шел на
сцене Александринского театра до
1835 года, попав в ряд наиболее
репертуарных спектаклей. В статье
В. М. Красовской след балетной по-
становки «Сумбеки» прослеживает-
ся в истории русской литературы.
В черновой редакции гоголевского
«Ревизора» Хлестаков в сцене вра-
нья заявил: «Моих, впрочем, много
есть сочинений: Женитьба Фигаро,
Сумбека.
.. Вот и Финелла, - тоже
мое сочинение, Роберт.». С незна-
чительными поправками это текст
фигурировал и в первом печатном
издании комедии Гоголя (1836 год).
В таком виде он звучал и со сцены. В
статье «Горе от ума» (1840) Белин-
ский замечал, что в полупьяной го-
лове Хлестакова «все передвоилось,
все переместилось - и Смирдин
с Брамбеусом, и «Библиотека» с
«Сумбекою».
..17
Тема Казанского царства и
его прекрасной царицы вдохнов-
ляла русских поэтов. В 1814 году
Г. Р. Державин написал трехактную
оперу «Грозный, или Покорение Ка-
зани». Поэт написал: «Содержание ее
я взял из Казанской истории и тамош-
него края татарского баснословия».
Напомним, что родился Гаври-
ил Романович Державин в дерев-
не Кармачи (ныне село Сокуры)
Казанской губернии, учился в 1-й
Казанской мужской гимназии.
Воспоминания о «малой родине»
в творчестве поэта занимают осо-
бое место. «Отечества и дым нам
сладок и приятен.
..» Эти известные
строки Державин посвятил Казани
и Казанскому краю. В примечании
к стихотворению «Приношение
к императрице» Державин писал,
объясняя свой стих «Последний род
Багрима»: «Под сим автор разумел
предка его Багрима, выехавшего из
Золотой Орды на службу к велико-
му князю Василию Васильевичу
Темному, от коего дети были Нар-
бек, Кегл, Акинф и Держава; от них
пошли роды: Нарбековы, Кеглевы,
Акинфовы и Державины; сие в бар-
хатной дворянской книге в грамоте
на дворянство Державина видеть
можно.».
По законам жанра в оперу Дер-
жавина входили балетные эпизоды,
но эта опера никогда не ставилась
на сцене, а в печати она появилась
лишь в 1867 году, но задолго до пу-
бликации она была широко известна
в литературных кругах.
В начале ХХ века в Казани
Н. И. Собольщиков-Самарин и
его оперный режиссер Н. Н. Бо-
голюбов написали свой сценарий
четырехактной оперы «Взятие
Казани, или Сумбека - первая и по-
следняя татарская царица Казани».
Театральная хроника сообщала, что
Ф. И. Шаляпин высказал готовность
приехать в Казань для исполнения
партии царя Иоанна IV18. Постанов-
ка на сцене не была осуществлена. В
театральной библиотеке Петербурга
хранится либретто Н. Юшкова опе-
ры с одноименным названием.
Время неумолимо, и уже столе-
тия отделяют нас от той жестокой
эпохи, в которой жила, любила и
страдала незабвенная Сююмбикэ.
Легендарная Казанская царица
легко перешагнула из немилосерд-
ного XVI века в романтический
XIX и прожила на петербургской
сцене долгую театральную жизнь,
потрясая и восхищая зрителей уди-
вительным миром чувств, мыслей и
настроений.
1
Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. Л.: Лениздат, 1991.
2
Рассказы о русских актерах. М.: Искусство, 1989.
3 Красовская В. М. Театр и драматургия. Л., 1967.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Сумбека, или покорение Казанского царства. Большой героический балет,
в 4 действиях. СПб.: Тип. Адольфа Плюшара, 1832.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же.
11 Красовская В. М. Театр и драматургия. Л., 1967.
12 Сумбека или покорение Казанского царства. Большой героический балет, в 4 дей-
ствиях. СПб.: Типография Адольфа Плюшара, 1832. Театральная библиотека.
13 Там же.
14 Красовская В. М. Театр и драматургия. Л., 1967.
15 Юсупов Ф. Мемуары в двух книгах. Ч. II. В изгнании. М., 1998.
16 Красовская В. М. Театр и драматургия. Л., 1967.
17 Там же.
18 Там же.
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 47 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст