П
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
Вот что с благодарностью писали
рабочие Михаилу Ильичу в день
его ангела:
«Ваша разумная деятельность
значительно отозвалась на улуч-
шении нашей жизни.
.. Наши дети
не остались без образования, т.к. вы
изыскали средства на устройство
школы, в которой могут учиться
не только те, родители коих имеют
материальные средства, но и нуж-
дающиеся. Вы даете пособия, на-
значаете стипендии. Все, случайно
изувеченные по неосторожности, не
остаются без куска хлеба и не про-
сят милостыни. Вы определяете их
в больницы, богадельни, помогаете
уехать на родину, даете пособия и
пенсии. Всем погибшим на произ-
водстве обеспечено достойное по-
гребение, а семьям - пособие.
..»
Сохранение добрых отношений
между администрацией завода и
его рабочими составляло основу
деятельности Михаила Ильича.
Поздравительное обращение
рабочих к нему заканчивалось
словами:
«...Сердца наши переполнены
умилением и радостным чувством
признательности и благодарности.
Молитвы наши, наших жен и детей
всегда будут возноситься к Пре-
столу Всевышнего за Вас и Вашу
семью. Дай Бог еще во здравии и
благополучии для общей пользы и
процветания механического судо-
строительного дела прожить Вам
много, много лет.
Да здравствует Михаил Ильич
на многие лета! Ура! Ура! Ура!
От мастеровых и учеников
Балтийского завода.
8 ноября 1882 года»
Однако время от времени кон-
куренты Михаила Ильича и чинов-
ники высшего ранга пеняли ему,
что своими заботами о рабочих он
приучает их к этому и ставит тем
самым в привилегированное по-
ложение по сравнению с рабочими
других заводов. На что он возражал
им твердо и убежденно: «На Бал-
тийском заводе не только не было
бунтов в мое правление, но даже
неудовольствий, и поэтому, думаю,
порядки Балтийского завода могут
служить примером». В ответ ему за-
мечали, что заботы о рабочих требу-
ют денег, и он должен испрашивать
согласия управляющего Морским
Министерством.
Михаил Ильич парировал:
- Я для того и управляющий
Балтийским заводом, чтобы при-
нимать все меры, вызываемые
обстоятельствами дела. Если же на
все, что я предполагаю делать, буду
предварительно испрашивать одо-
брения министра, то не я, а он будет
управляющим заводом.
- Да, но ведь Вы расходуете,
- не унимались злопыхатели, -
деньги Морского Министерства,
а не свои?
- Конечно, не свои, но и не
Министерства.
Министерство дает Балтий-
скому заводу деньги только на
постройку корпусов и машин и
притом по ценам ниже тех, которые
платит «Русское Общество Паро-
ходства» франко-русскому заводу,
не говоря уже о ценах на казенных
заводах и в Адмиралтействе. Бал-
тийский завод за эти деньги не
только строит скоро и хорошо и
суда и машины, но и перестраивает
и расширяет завод. Кроме того, за-
вод может еще проявить заботу о
рабочих и их семьях.
- И поэтому, - доказывал Ми-
хаил Ильич, - «я считаю себя в
праве думать, что я не только ни-
чего не беру из кармана Морского
Министерства, но, напротив, кладу
ему в карман».
За годы, в течение которых
Кази управлял Балтийским за-
водом, завод выпускал 85% всего
оборудования нашего российского
флота, и только 15% выпускали
остальные заводы.
После спуска на воду крейсе-
ра «Рюрик» в октябре 1892 года
и благодарения по этому поводу
царя Михаил Ильич обратился ко
всем служащим и рабочим завода:
«В судне десятки тысяч заклепок
и швов, и одного дюйма дурно
прочеканенного шва может быть
достаточно, чтобы судно дало течь.
Сложные механизмы судов состоят
из тысяч отдельных частей, отковок
и отливок, и поломки одной части
могут быть причиной бездействия
всего механизма с самыми гибель-
ными последствиями для судна и
его экипажа. А мы с вами строим
только военные суда, которым
Государь вверил честь и славу
России. За истекшие 16 лет нашей
совместной службы не произошло
ни одного такого случая».
- Это заслуга всех руководите-
лей и всех исполнителей, - благо-
дарил Михаил Ильич Кази весь
коллектив.
Но иногда Михаил Ильич
любил вдруг неожиданно сказать:
«Я очень мало бываю на заводе.
..
Я считаю, что исполняю свое дело
тем лучше, чем меньше я нужен,
потому что это значит, что дело
идет хорошо и без меня, потому
что хорошо налажено». Какая
оправданная удивительно твердая
и безошибочная уверенность в за-
воде, им руководимом!
Михаилу Ильичу удалось под-
нять престиж русского судострое-
ния, доказав (вопреки распростра-
ненному в то время рутинному
мнению), что в России судострои-
тельные заводы могут работать не
хуже иностранных. Он доказал, что
российские рабочие могут не только
строить из местного российского, а
не привозного материала корпуса
судов, но и оснащать их сложными
машинами и приносить при этом
еще достаточную прибыль.
Михаил Ильич был талант-
ливым организатором, педаго-
гом и менеджером одновремен-
но. Известный кораблестроитель
А. Н. Крылов рассказывал о нео-
бычных подходах Михаила Ильи-
ча: «Всякому писцу, доставшему
копию официальной бумаги, в
которой встречались слова «Бал-
тийский завод», уплачивалось
независимо от содержания бумаги
пять рублей. - За год приносят
около тысячи копий, из них 995 и
гроша медного не стоят, а вот за эту
я бы и 10 000 рублей не пожалел, -
говорил Михаил Ильич».
Главным врагом своего дела
Михаил Ильич считал бюрокра-
тизм в аппарате Морского ведом-
ства. Неприемлемо для пользы
дела и интересов России такое по-
ложение дел, когда его, директора
завода, спрашивают, за какое время
завод может исполнить ту или иную
работу. А он вместо ответа должен
списываться с Правлением. А по-
следнее должно доложить Главно-
му Управлению кораблестроения
и Снабжения, а то, в свою очередь,
должно доложить Управляющему
Морским Министерством, «если
тот не в отлучке, не болен или его
докладной день по каким-нибудь
причинам не отложен», - возму-
щался Михаил Ильич. В результате
на все эти сношения и доклады
уйдет то время, в течение которого
61
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 60 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст