П
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
странство, наполнить его свидетель-
ствами времен ушедших, собрать
и подготовить к экспонированию
бесценные фотографии, книги, лич-
ные вещи, школьную атрибутику.
Каждый предмет, который сейчас
находится на витринах музея, может
рассказать свою долгую и трудную
историю. Личные вещи третьего
директора школы А. Л. Липовского,
подлинник исторической фотогра-
фии четырех директоров гимназии,
отреставрированный лабораторный
шкаф, подлинные приборы из каби-
нетов химии и физики - каким чу-
дом все эти вещи оказались в родных
стенах? А ведь это только видимая
вершина айсберга. Большая часть
кропотливой работы скрыта в мно-
гочисленных картотеках, архивных
записях, фотографиях учителей и
выпускников школы. Вот где истин-
но бесценные кладези! Но и это еще
не все! Благодаря энтузиазму хра-
нителя «майских» традиций в музее
проведен фундаментальный ремонт,
воссоздающий исторический инте-
рьер зала заседаний Педагогическо-
го совета, фасаду здания возвращен
первоначальный вид с исторической
надписью «ГИМНАЗ1Я И РЕАЛЬ-
НОЕ УЧИЛИЩЕ К. МАЯ», подго-
товлены шесть выпусков буклетов,
содержащих информацию о разви-
тии музея. Неизменной традицией
является бережное отношение к
памяти выпускников и учителей
школы. Многие годы поддержива-
ется связь со старейшей выпуск-
ницей А. П. Просандеевой, бывшей
заведующей учебной частью и
инициатором создания первого 1
школьного музея А. С. Батуриной,
наследниками славных фамилий
Бенуа, Семеновых-Тян-Шанских,
Сомовых, Гюнтер, Цшохер, Иосса,
Вахтиных, Поляковых и многими-
многими другими. В стенах музея
проводятся встречи выпускников
школы, сотрудники музея постоян-
но принимают участие во встречах
ветеранов 6-й Специальной артил-
лерийской школы, также распола-
гавшейся в историческом здании
гимназии. Почти каждую неделю
в музей приходят две-три экскур-
сионные группы. Практически все
эти экскурсии проводит сам Никита
Владимирович. Это не дежурные
скороговорки с минимальной от-
дачей. Традиционная картина: двад-
цать гостей удобно расположились
на венских музейных стульях. В
центре своеобразного амфитеатра
в строгом сером костюме и галстуке
двигается легкая стремительная фи-
гура директора музея. Идет второй,
третий час экскурсии. Внимание
аудитории не рассеивается, рассказ-
чик неутомим. С завидной ловко-
стью из прошлого извлекаются все
новые, все более интересные факты,
суждения, воспоминания. Мгно-
венная реакция на любой самый
неожиданный вопрос, даже если
таковой выходит далеко за рамки
экскурсии. Это «фирменный» стиль
Благово. История Петербурга, исто-
рия России, история отечественной
науки, генеалогия, история искус-
ства, литература - это неполный
перечень «легких» вопросов. За-
частую даже узкие специалисты
с трудом выдерживают заданную
высокую планку общения. При этом
Никита Владимирович может заин-
тересовать и держать концентрацию
внимания даже у такой непростой,
плохо управляемой аудитории, как
школьники старших классов. Не-
однократно можно было наблюдать,
как пустые глаза тинэйджеров на-
полнялись интересом и вниманием,
а удивленные преподаватели не
верили в чудесное превращение. Не
в этом ли и заключается основная и
самая ценная идея музея?
В 2007 году мы отмечали 75-ле-
тие Никиты Владимировича Бла-
гово. Когда видишь его легкую,
летящую походку, не хочется верить
в эту дату. Кажется, что не в далеком
1949-м, а совсем недавно, вчера, он
вместе со своими однокашника-
ми спустился со ступенек школы
К. Мая. Когда задумываешься, какие
испытания определила этому по-
колению наша многострадальная
отечественная история, становится
непонятным, откуда у Никиты Вла-
димировича берутся силы и нрав-
ственная чистота подвижничества.
Можно с уверенностью сказать, что
помогают сопричастность вековым
традициям служения отчизне, со-
знание своего долга перед памятью
предков и нравственные обяза-
тельства перед грядущими поколе-
ниями. Всеми этими достойными
качествами в полной мере обладает
бессменный хранитель «майских»
традиций, директор музея Школы
Карла Мая, Никита Владимиро-
вич Благово. Поблагодарим его за
многолетний и благородный труд
на благо нашего Отечества!!!
1
Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 2. СПб.: Наука, 2009 (готовится к изданию).
2
Благово Н. В. Шесть столетий рода Благово. СПб.: ВИРД, 2007.
3 Благово Д. Д. Рассказы бабушки. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
4 Лихачев Д. С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990.
5 Лихачев Д. С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990.
6 Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб.: Наука, 2005.
7 Благово Н. Семья Рерихов в гимназии К. И. СПб.: Наука, 2006.
7 1
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 70 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст