е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
8
дворце известный садовый мастер
Иоганн Буш в 1775 году по приезде
в Россию разбил первый пейзажный
Пулковский сад. Впоследствии на
месте дворца возвели главное здание
Пулковской Николаевской астроно-
мической обсерватории (1834-1839
годы, арх. А. П. Брюллов, - Пулков-
ское шоссе, 65). На Царскосельской
перспективе, ориентированной на
шпиль Петропавловского собора
и совпадающей со знаменитым
Пулковским меридианом, в центре
здания обсерватории находится
нулевая точка отсчета Пулковского
базиса - начало геодезической сети
триангуляции России. Централь-
ный купол обсерватории, обрам-
ленный зеленым массивом парка, и
поныне украшает панораму Царско-
сельской дороги. Вид с Пулковской
обсерватории всегда привлекал
путешественников, поднимавших-
ся наверх, чтобы полюбоваться
уникальной панорамой рассти-
лающегося внизу Петербурга. Это
практически единственное место,
с которого весь город виден как на
ладони. Для живописной панорамы
Петербурга от Пулкова характерна
одна оптическая особенность, при
которой местность, имеющая на
самом деле уклон вниз, как будто
поднимается в гору.
При Екатерине II в 1774-1777
годах арх. Ю. М. Фельтен построил
третий императорский дворец -
Чесменский дворец (ул. Гастелло,
15), а в 1777-1780 годы - цер-
ковь Рождества Иоанна Предтечи
(ул. Ленсовета, 12), которые окру-
жал большой парк с красивыми во-
ротами для въезда с Царскосельской
дороги.
Уход за посадками деревьев на
террасах, текущий ремонт проезжей
части и мостов составляли одну из
основных обязанностей пулковских
и кузминских крестьян царско-
сельской императорской вотчины.
За каждым двором закреплялось
определенное количество деревьев и
участок дороги. Одна из пулковских
деревень - Каменка - получила свое
название по главному занятию ее
жителей, доставлявших из карьеров
камень для ремонта дороги.
В 1742-1746 годы ремонт и
исправление Царскосельской до-
роги проводился под руководством
видного инженера того времени
генерал-майора Фермора. Импе-
ратрица Елизавета Петровна по-
велела, чтобы Фермор исправил
и привел дорогу в то состояние, в
котором она была прежде. Тогда на
месте обветшавших мостов были
сооружены два новых с поручнями:
один на р. Пулковке, другой - чрез
мельничную плотину под Пулков-
ской горой у рогатки. Старый мост
на реке Кузминке отремонтировали
и возвысили на ряжах. Для присмо-
тра за работами на мостах Фермор
приставил подполковника Вильбоа
с несколькими офицерами и от-
рядом солдат. Для поставки строи-
тельных материалов (леса и песка)
Фермор подрядил Пулковского
крестьянина Гуляевского. Посколь-
ку перспективная дорога была тесна
и неудобна из-за близости лесов,
Фермор приказал ее расширить и
вырубить лес на обе стороны по
10 сажень, возвысить и уравнять
фашинником и песком, укрепить
болотистые места и обсушить кана-
лами по обе стороны4.
Особенно часто использовалась
Царскосельская дорога при Екате-
рине II, которая любила бывать в
Царском Селе не только летом, но и
зимой. 28 октября 1770 года там был
устроен грандиозный придворный
праздник -иллюминация во время
проезда Екатерины II, цесареви-
ча Павла Петровича и прусского
принца Генриха. Тому празднику
придавалось большое значение.
Подготовка к нему началась в
августе 1770 года, когда импера-
трица повелела отпустить вначале
10 тысяч, а вскоре еще 7 тысяч
рублей управляющему Царским
Селом генерал-майору Кашкину
для устройства великолепной ил-
люминации вдоль дороги, начиная
от въезда на Пулковскую гору, до
Царскосельского дворца и парка.
По сторонам дороги на земле стояли
тысячи плошек, между деревьями
и над дорогой были подвешены
гирлянды из разноцветных фона-
рей - малиновых, красных, зеленых,
желтых, голубых.
28
октября 1770 года с 5 часов
пополудни занимались размещени-
ем плошек, развешиванием фонарей
по назначенным местам и зажи-
ганием всей иллюминации 1490
солдат и крестьян под руководством
12 чиновников. Ровно в то время
императрица с их высочествами на-
следником цесаревичем и принцем
прусским, в сопровождении пыш-
ного двора изволила отправиться из
Петербурга в Царское Село, где уже
находилось приглашенное по биле-
там дворянство и купечество5.
Сюжеты иллюминации, про-
изведенной, видимо, по заранее
заготовленным проектам, запечат-
лены в серии гравюр, исполненных
в 1779-1780 годы. Наиболее из-
вестен общий вид иллюминации
на Царскосельской дороге гравера
А. Я. Колпашникова (из собрания
А. А. Ровинского); среди них были
также листы - «Обелиск», «Здания
разной архитектуры», «Замок на
верху горы» или «Крепкий замок»,
«Мост через реку», «Маяк и радуга»,
«Огнедышащая гора». Предвари-
тельно, для подготовки альбома в
1778 году состоялась «двоекратная
поездка в Сарское село для снятия
видов к вырезаемой на меди бывшей
в 1770 году на Сарскосельской до-
роге иллюминации»6.
Во время подготовки гравюр на
дороге уже стояли верстовые стол-
бы, сооруженные по императорско-
му указу от 22 октября 1772 года.
Детали из мрамора и гранита
для верстовых столбов изготовля-
ли мастерские Конторы строения
Исаакиевской церкви и Мрамор-
ного дворца, которые возводились
тогда по проектам архитектора
А. Ринальди. В строительстве Пе-
тербурга с того времени широко
применялись отечественные при-
родные камни - живописные ру-
скеальские и тивдийские мраморы,
граниты рапакиви, шокшинский
кварцит, из которых и возвели
верстовые столбы (по любезному
сообщению профессора А. Г. Бу-
лаха). Контора явилась базой для
обработки камня, где был накоплен
бесценный опыт по созданию высо-
кохудожественных произведений.
В ней изготавливались многие
шедевры каменного убранства для
императорских резиденций, в том
числе и для Царского Села.
Устройство фундаментов и
установка столбов на места осу-
ществлялись подрядным способом
через объявление в газете «Санкт-
Петербургские ведомости» Кон-
торой строения государственных
дорог, которую возглавлял генерал
М. И. Мордвинов. М. И. Мордвинов
(1725-1782), инженер - генерал,
управляющий инженерной частью,
сухопутными и водными сообще-
ниями России. Работы проводились
под смотрением Матвея фон Экка,
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 7 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст