Б
л о к а д а Л е н и н г р а д а
М. Я. Тарасов
Во имя Родины и долга
На бой! Сегодня наш черед!
Вперед, орлы!Ломай блокаду,
Её железное кольцо.
(Январь 1943, М. Дудин)
В битве за Ленинград, продол-
жавшейся 1127 дней и ночей, особое
место занимает операция по проры-
ву блокады Ленинграда («Искра»).
К концу 1942 года обстановка
на фронтах Великой Отечественной
войны стала изменяться в пользу
Советских Вооруженных Сил.
Несмотря на позиционный
характер оборонительных боевых
действий, немецко-фашистские
войска постоянно бомбили и об-
стреливали блокированный город.
Только с ноября 1942 года по март
1943 года они обрушили на него
7454 снаряда, 390 фугасных и 1854
зажигательных бомб1. С конца 1942
года противник стал применять но-
вые бомбы. Начиненные фосфором,
они вызывали сильные пожары.
Немало жертв было среди мирных
граждан, которых артиллерийский
обстрел заставал на улицах города
и в домах. Зимой 1942-1943 годов
были разрушены сотни жилых до-
мов, пострадало немало памятников
культуры мирового значения. Так,
6 ноября 1942 года 250-киллогра-
мовая бомба причинила сильные
повреждения Аничкову мосту, а
6 января 1943 года такая же бомба
вывела из строя разводной пролет
Республиканского (Дворцового)
моста. Многим заводам, особенно
расположенным в южной части
города, обстрелами и бомбардиров-
ками был нанесен огромный ущерб
- некоторые из них были разруше-
ны почти до основания2.
И все-таки постоянные лишения
не сломили волю его защитников.
Ленинградцам помогала вся страна.
Большое значение для повышения
морального духа населения города и
войск Ленинградского фронта имел
указ Президиума Верховного Со-
вета СССР от 22 декабря 1942 года
Представитель ставки ВГК
на Ленинградском фронте
Маршал Советского Союза
К. Е. Ворошилов
Представитель ставки ВГК
(заместитель Верховного
Главнокомандующего Красной
армией) на Волховском фронте
генерал армии Г К. Жуков
об учреждении медали «За оборону
Ленинграда».
Во вторую блокадную зиму ле-
довая дорога через Ладожское озеро,
которую удалось открыть лишь
19 декабря, по-прежнему играла
важную роль. Благодаря ей ленин-
градцы получали продовольствие,
оружие, военную технику и боепри-
пасы. Только с 19 декабря 1942 года
по 30 марта 1943 года, то есть за 102
дня работы ледовой трассы, было
доставлено в Ленинград 206094 тон-
ны грузов, в том числе 111813 тонн
продовольствия3. Это позволило
уже с 25 декабря 1942 года повысить
нормы выдачи хлеба: рабочим - на
100 грамм; служащим, инвалидам и
детям - на 75 грамм в сутки.
Однако Ленинград, все еще от-
резанный от всей страны, оставался
в тяжелом положении. Советское
руководство отдавало себе отчет в
том, что Дорога жизни не в состоянии
была удовлетворять потребности
осажденного города. Да и слабости ее
были очевидны: полная зависимость
от времени года и погодных условий,
что не обеспечивало необходимую
стабильность и регулярность пере-
возок. Поэтому восстановление же-
лезнодорожного и автомобильного
сообщения между Ленинградом и
«Большой землей» стало жизненной
необходимостью. Но единственным
средством добиться надежного и по-
стоянного снабжения войск фронта
и города мог стать только прорыв
вражеского окружения.
Разработка плана операции по
прорыву блокады Ленинграда на-
чалась осенью 1942 года. 17 и 22 ноя-
бря Военный Совет Ленинградского
фронта направил в Ставку ВГК
предложения о плане боевых дей-
ствий на зимний период. 2 декабря
эти предложения Ставка утвердила,
8 5
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 84 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст