е и з в е с т н о е о б и зв е стн о м
директора Петербургского почтам-
та. В 1774 году соорудили первый
начальный верстовой столб у съезда
с Обуховского моста на набереж-
ной реки Фонтанки, последний
конечный - в 1775 году, на окраине
Царскосельского сада. Они и по-
ныне находятся на своих первона-
чальных местах. Точное количество
промежуточных столбов достоверно
не известно, в публикациях же при-
водятся различные цифры. По моим
подсчетам, всего было 23 верстовых
столба, в т. ч. 21 промежуточный7.
Точно такие же столбы установили в
1777-1787 годы и на Петергофской
дороге.
Начально-конечные столбы
своей формой близки к обелискам.
Обелиск - тесаный каменный столб,
граненый, суженный кверху и ква-
дратный в плане, с заостренным
пирамидальным верхом, поэтому
верстовые столбы называли также
«пирамидами». Архитектурная фор-
ма обелисков происходит из Египта,
где они ставились как памятники
фараонам и считались атрибутами
солярного (солнечного) культа.
Римляне вывозили обелиски для
украшения городов и впоследствии,
в архитектуре Ренессанса, они стали
декоративным элементом. В России
обелиск стал распространенным
типом памятника с XVIII века (Обе-
лиск Коннетабля в Гатчине, Румян-
цевский обелиск в Петербурге).
Начально-конечные столбы
имеют одинаковое художественно-
архитектурное решение и высоту в
5,5 метра. От промежуточных вер-
стовых столбов они отличаются не
только своим обликом, но и тем, что
на них помещены солнечные часы,
обозначена длина пути до Москвы
(кроме расстояния до Царского
Села и Петербурга). Один из проме-
жуточных столбов, который отмечал
середину пути, также соорудили по
типу начально-конечных - с четы-
рехгранным обелиском, солнечны-
ми часами и указанием расстояния
до Москвы.
Облику начально-конечных
верстовых столбов присущи из-
ящная простота, строгий силуэт,
благородные пропорции, тонкая
колористическая гамма в сочетании
с монументальностью решения,
мастерство в обработке камня.
Квадратный в плане ступенчатый
стилобат (со временем он почти
полностью скрылся в земле) и куби-
ческий цоколь вытесаны из розового
гранита рапакиви. Пьедестал об-
лицован полосчатым рускеальским
мрамором живописно мягкой серо-
белой гаммы, его плинт и карниз,
обработанные профилями, изго-
товлены из розового тивдийского
мрамора. На пьедестале установлен
высокий четырехгранный обелиск
из темно-красного камня - шок-
шинского кварцита, который за
его царственный цвет в XVIII веке
называли шокшинским порфиром.
Грани пьедестала и обелиска обра-
ботаны филенками.
На темно-красном фоне обели-
ска четко выделяются квадратные
доски из белого камня, возможно,
того же рускеальского мрамора, с
профилированными «козырьками».
Южная и северная служат цифер-
блатами солнечных часов, с метал-
лическим косоугольным стержнем
и цифрами, обозначающими время.
Солярная атрибутика, являющаяся
типологической принадлежностью
архитектурной формы обелиска,
оказалась удивительно уместной
на верстовом столбе. И сейчас по
этому циферблату в солнечный день
можно узнать настоящее время, от-
личающееся от того декретного, по
которому мы живем. На обращен-
ной к Московскому проспекту доске
цифрами 22/2 указана длина пути в
верстах от Царского Села и 673/2 -
от Москвы. Число в знаменателе в
обоих случаях означает расстояние
в 2 версты от места нахождения
столба до Главного почтамта Санкт-
Петербурга. Надпись на четвертой
доске отсутствует. Предположи-
тельно, это должна была быть дата
строительства столба «1774», утра-
ченная, видимо, со временем.
В 1775 году установили конеч-
ный столб, имеющий одинаковое
решение с начальным, в Царском
Селе. От него получила историче-
ское название начинавшаяся тут же
Столбовая дорога (ныне - участок
Парковой улицы между Екатери-
нинским и Баболовским парками,
а также дорога на Александровку),
которая приводила к другому, про-
межуточному верстовому столбу
у подножия Пулковской горы. Он
находится между входами в Екате-
рининский и Баболовский парки
(между Гатчинскими Орловскими
воротами и домом 62 на Парковой
улице). На одной из граней обели-
ска прикреплена мраморная доска с
косоугольным стержнем солнечных
часов, на обороте - дата «1775 года».
На двух других досках, изготовлен-
ных из гранита, помещены надписи:
«От Санкт-Петербурга 22 версты» и
«До Москвы 594 версты». В осталь-
ном этот последний верстовой столб
Царскосельской дороги точно такой
же, как и первый на Фонтанке.
Промежуточные верстовые
столбы имеют одинаковый нижний
ярус с начально-конечными, но
сильно отличаются от них своим
завершением. Их венчает круглый
в плане конус с закругленным вер-
хом (вместо четырехгранного обе-
лиска), в который врезан рустовый
камень с цифровыми обозначения-
ми расстояний от Царского Села и
Петербурга на его гранях. Перво-
начально конический верх и русты
всех промежуточных столбов были
изготовлены из мрамора (отсюда и
название - «мраморные верстовые
пирамиды»), причем на конусах по-
лосы мрамора располагались спира-
леобразно. Из-за повреждений воен-
ного времени эти детали на многих
столбах в 1950-е годы заменили на
гранитные. Столб на середине пути
с показателями верст «12» и «12»
воссоздали с изменением перво-
начального облика, без солнечных
часов, с коническим завершением
и рустом из гранита.
До недавнего времени оба типа
«мраморных верстовых пирамид»
считались произведениями архитек-
тора А. Ринальди, непревзойденного
мастера по применению природного
камня в архитектурном творчестве
и автора родственных по формам
Царскосельских памятников. Об-
лик обоих типов верстовых столбов
напоминает о монументах Екате-
рининского парка - Румянцевском
Кагульском обелиске (1771-1772)
и Малой ростральной Морейской
колонне (1771). Рускеальским и
тивдийским мраморами облицова-
ны Орловские Гатчинские ворота,
как и Кагульский обелиск, принад-
лежащие к бесспорным произведе-
ниям Ринальди. В исследованиях,
посвященных творчеству зодчего,
приводятся логичные доказатель-
ства в пользу его авторства произ-
ведений из разноцветных мраморов
и гранитов, включая и верстовые
столбы8.
Однако его авторство отвер-
гается благодаря находке чертежа
Ж.- Б. Валлен-Деламота с эскизом
9
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 8 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст