Б
л о к а д а Л е н и н г р а д а
Командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Л. А. Говоров
вручает гвардейское знамя 63-й гвардейской стрелковой дивизии.
Знамя принимает командир дивизии генерал-майор Н. П. Симоняк
стабилизировался. Войска 67-й
и 2-й ударной армий перешли к
жесткой обороне на рубеже: север-
ные и восточные подступы ко 2-му
и 1-му Городкам, Рабочий поселок
№ 6, Подгорная, северные скаты
Синявинских высот, Гонтовая Лип-
ка. Кроме того, войска 67-й армии
продолжали удерживать небольшой
плацдарм на левом берегу Невы в
районе Московской Дубровки («Не-
вский пятачок»)27.
18
января 1943 года, как только
в Ставку поступили сведения о
прорыве блокады, Государственный
Комитет Обороны постановил пре-
кратить сооружение свайно-ледовой
железнодорожной линии через Ла-
дожское озеро и направить все силы
и средства на строительство новой
железнодорожной линии Шлис-
сельбург - Поляны и низководного
железнодорожного моста через
Неву у Шлиссельбурга.
На создание новой линии от-
водилось всего 20 дней. Но то, что
в других условиях считалось бы
невозможным, было сделано. Зи-
мой, несмотря на артиллерийские
обстрелы, строители проложили
железнодорожную линию протя-
женностью в 33 км за 18 дней.
Уже 7 февраля в 10 часов 09 ми-
нут утра у перрона Финляндского
вокзала ленинградцы восторженно
встречали первый поезд, пришед-
ший с Большой земли и доставив-
ший им 800 тонн продовольствия.
Ровно в полдень отправился первый
В
п о с л е д н и й
ч а с
УСПЕШНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НАШИХ ВОЙСК
В
РАЙОНЕ ЮЖНЕЕ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА
И ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Листовка «В последний час».
Январь 1943 г.
поезд из Ленинграда. Регулярное
железнодорожное сообщение Ле-
нинграда с Большой землей было
восстановлено.
Несмотря на незавершенность
операции «Искра», прорыв блокады
явился переломным моментом в
исторической битве за Ленинград. По
своему пространственному размаху и
по количеству участвовавших в ней
войск операция по прорыву блокады
не относится к крупнейшим операци-
ям Великой Отечественной войны.
Ширина коридора, пробитого войска-
ми Ленинградского и Волховского
фронтов южнее Ладожского озера,
составляла всего 8-11 км. Ленинград
продолжал оставаться прифронто-
вым городом, подвергавшимся артил-
лерийским обстрелам и воздушным
ударам врага. Тем не менее победа под
Ленинградом имела огромное военно-
политическое значение. В результате
прорыва блокады был окончательно
сорван замысел Гитлера задушить
голодом жителей города и его за-
щитников. Эта победа окончательно
устранила угрозу соединения немец-
ких и финских войск в районе Ладож-
ского озера. Восстановление прямой
железнодорожной связи со страной
способствовало не только улучшению
положения города, но и значительно
укрепляло положение войск Красной
армии на северо-западном стратеги-
ческом направлении.
Одновременно с этим прорыв
блокады Ленинграда явился круп-
ной военной победой, свидетель-
ствовавшей о возросшем мастерстве
командования и войск Ленинград-
ского и Волховского фронтов и сил
КБФ. Под Ленинградом впервые
в истории современных войн был
осуществлен разгром противника,
блокировавшего длительное время
крупнейший город, ударом извне
в сочетании с мощным ударом из
осажденного города.
Благодаря этому стратегическое
положение Ленинградского фронта
и КБФ существенно улучшилось,
были созданы условия для более
тесного взаимодействия войск Ле-
нинградского фронта и сил КБФ
с войсками Волховского фронта.
Инициатива ведения военных дей-
ствий под Ленинградом, да и на всем
северо-западном стратегическом
направлении окончательно перешла
к Красной армии. Ее силы и боевая
мощь постоянно возрастали. Это
создавало благоприятные условия
для подготовки полного освобож-
дения Ленинграда от 900-дневной
блокады и победоносного завер-
шения самой продолжительной из
всех битв Великой Отечественной
войны - Ленинградской битвы.
Под Ленинградом советские
войска разгромили 7 дивизий
врага. Только убитыми он по-
терял свыше 13 тысяч человек, а
вместе с ранеными и пропавшими
без вести - около 30 тысяч. В
ходе боев по прорыву блокады
Ленинграда было захвачено много
трофеев, в том числе и эксперимен-
9 1
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 90 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст