Р
и
ецензии книг о Петербурге
С. Н.
Несколько месяцев назад в петер-
бургском издательстве «Лики России»
вышла из печати удивительная книга
«К. Фаберже и его продолжатели». Ав-
торы монографии - правнучка Карла
Фаберже Татьяна Фаберже, штатный
консультант-исследователь Русского
отдела Аукционного дома Кристи
В. В. Скурлов, а также бизнесмен и кол-
лекционер В. Н. Илюхин.
Великолепно оформленная работа,
вобравшая в себя многие сотни цен-
нейших иллюстраций и отличающаяся
хорошей полиграфией, выпущена ти-
ражом в 2000 экземпляров. Тираж по
нынешним временам большой. Книга
рассчитана в первую очередь на спе-
циалистов, хотя она интересна любому,
кто интересуется искусством.
Несмотря на то что в работе над из-
данием в основном приняли участие три
автора, на самом деле их значительно
больше. В числе фактических соавто-
ров - многие знатоки камнерезного
искусства, в том числе и те, кто жил еще
в первой половине ХХ века.
При всей масштабности творчества
К. Фаберже, его учеников и последова-
телей, монографию стоит считать сугубо
петербургским явлением. И дело не
только в том, что Петербург - «столи-
ца» творчества Карла Фаберже, но и в
том, что герои его произведений - это
в значительной мере жители нашего
города. Важной особенностью труда
стало то, что в нем предпринята успеш-
ная попытка проследить динамику
лучших традиций творчества Фаберже,
его сотрудников, учеников, духовных
приемников. В книге дан анализ эпохи
Карла Фаберже, исследуется русский
архетип с акцентом на петербуржцев
и петербурженок. Впервые проведено
комплексное изучение камнерезной
пластики не только периода Фаберже,
но и 1920-1970 годов, 1980-2000 годов,
как качественно разных этапов, связан-
ных незримой нитью общей стратегии
развития. Отдельные главы посвящены
творчеству современных мастеров, рабо-
тающих в Петербурге, Екатеринбурге,
Ярославле, Москве, Нью-Йорке и
Уникальная кнт а
о К арле Фаберфе
Полторак
других городах. Ценно то, что в еди-
ном творческом ряду собраны лучшие
последователи деятельности Карла
Фаберже, независимо от того, сколь
велики масштабы их производства.
Крупнейшее петербургское ювелирное
предприятие «Русские самоцветы»,
мастерские «Багульник», «Каменный
гость», «Екатеринбургская камнерезная
мастерская», «Художественные мастер-
ские Андрея Павлова», самобытные
ювелирные фирмы «Грингор», «Аль-
фа», «Эболи», «Кахалонг», «Меркус»,
«Петрозолото», многочисленные имена
современных ювелиров, ставшие уже
давно известными брендами - все они
в своем ювелирном творчестве черпают
вдохновение в общем источнике - в
исторических традициях ювелирного
искусства Карла Фаберже.
Книга «К. Фаберже и его продолжа-
тели» на редкость многопланова. В ней
есть многочисленные аналитические ма-
териалы, подготовленные специалиста-
ми в разные годы. Фотографии дорево-
люционной поры органично сочетаются
с образцами ювелирных произведений
фирмы Фаберже. Особенно важно то,
что создатели книги не пожалели сил
на освещение творческих биографий
множества талантливых ювелиров раз-
ного времени - от современников Карла
Фаберже до наших современников.
По произведениям, о которых рас-
сказывается в книге, можно составить
представление об истории России и
как об одном из ее драгоценных сокро-
вищ - об истории Петербурга. Фигурка
малоросса из разных сибирских камней,
приобретенная императором Нико-
лаем II, царские автографы на щитах
фирмы К. Фаберже, дружеские шаржи
на сотрудников К. Фаберже, фотогра-
фии камнерезной, граверной и других
мастерских, продавцы-разносчики,
кучеры, крестьянки, нищие, пирожники,
солдаты, казаки, финские извозчики,
франты, свахи, кавалеры, дворники,
бражники, анархисты - все это причуд-
ливо, но очень симпатично переплелось
в общей работе. Читатель невольно втя-
гивается в постижение тайн ювелирного
искусства, в изучение феномена Карла
Фаберже.
В книге немало замечательных
творческих находок. Например, в ней
очень удачно прослеживается твор-
ческая лаборатория ювелиров. Этому
способствует то, что воедино собраны
фрагменты картин, эскизы костюмов,
фотографии и, как следствие, словно вы-
растающие из них фигурки людей. Такое
сопоставление не только позволяет уви-
деть потрясающее сходство оригинала
с произведением искусства, но и дает
возможность проследить траекторию
ювелирного творчества.
О ювелирном искусстве Карла
Фаберже написано много. Но гораздо
меньше исследована проблема значе-
ния его школы в дальнейшем развитии
ювелирного дела. Создатели книги
исправляют эту ошибку. Для тех, кто
стремится осмыслить развитие камне-
резной пластики Ленинграда 1920-1970
годов, а также перестроечного и постпе-
рестроечного времени, это издание ока-
жется поистине бесценно. Монография
стала своеобразной энциклопедией,
дающей исчерпывающие сведения о
лучших произведениях, выполненных
в стиле Фаберже, о лучших мастерах
Петербурга и других крупных ювелир-
ных регионов. Об энциклопедичности
издания свидетельствуют и ценные
приложения - список литературы,
проиллюстрированный обложками
изданий, а также именной указатель,
позволяющий лучше ориентироваться
в работе большого объема.
Нельзя не удивляться тому, наско-
лько велика была организаторская ра-
бота авторского коллектива и, в первую
очередь, В. В. Скурлова, осуществившего
общую редакцию издания. Он сумел при-
влечь к созданию этого труда лучших ис-
кусствоведов Санкт-Петербурга, Москвы
и других крупных ювелирных центров.
Трудно представить, как авторам хвати-
ло сил справиться с такой грандиозной
задачей - созданием комплексного науч-
ного труда о творчестве Карла Фаберже,
его современников и последователей.
Радует и то, что книга невольно
подводит читателя к выводу: история
Петербурга - это и история ювелирного
искусства, в которой нашему городу от-
ведена особая роль.
9 9
История Петербурга. № 4 (50)/2009
предыдущая страница 98 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн следующая страница 100 История Петербурга №50 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст