С тех пор мы с ним больше не
встречались.
И это все?
Рассказать можно много.
Вот, например, еще один слу-
чай.
Алехин часто говорил, что пом-
нит все сыгранные им ответствен-
ные партии.
Как-то мы нашли старый жур-
нал.
В нем в разделе шахмат говори-
лось о мальчике Алехине, который
на городских соревнованиях, кажет-
ся в г. Калуге, занял первое место, и
приведена была одна из сыгранных
партий.
- Алехин, вы помните пар-
тию, которую играли в Калуге с
таким-то?
Он улыбнулся. «Мне кажется,
помню».
Он расставил шахматы и вос-
произвел эту партию, сопровождая
ее своими комментариями. Все было
точно так же, как в журнале, по ко-
торому мы его проверяли.
Удивляла его способность за-
поминать с первого взгляда любую
партию, помещенную в журналах:
просмотрит, закроет журнал и на-
чинает разгуливать, анализируя
сделанные ходы.
Или еще! Играем мы с ним. Все
идет хорошо, и вдруг.
.. «Через три
хода вам мат или через четыре хода
вы теряете ферзя!».
Начинаешь думать, перебирать
все возможности, и напрасно.
- Не видите! Очень просто. Бью
пешку. Шах! У вас один ход брать
фигуру, теперь бью.
.. Снова шах!
Вынуждены брать, а теперь мат!
емуары
Часто мне приходилось слы-
шать мнение о том, что Алехин,
в отличие от его сильнейшего со-
перника Капабланки, был игроком
комбинационного стиля.
Это вряд ли правильно.
Ведь комбинация - это, прежде
всего, ход, сделанный в расчете на
ошибку противника, не обнаружив-
шего вовремя «ловушки». Такой
ход, как правило, если он не принят,
связан с ослаблением позиции. У
Алехина же были не ловушки, про-
сто он видел то, что было скрыто от
противника.
Достаточно просмотреть эти
партии и легко убедиться, что он
выигрывал их в чисто «позицион-
ном» стиле, но находя в каждой
позиции «что-то», чего не видел
Капабланка.
Годы эмиграции не прошли
даром.
Оторванный от Родины, вы-
нужденный для «заработка» раз-
мениваться на тысячи партий,
часто играемых «вслепую», как
правило, со слабыми шахматиста-
ми, он постепенно превращался в
профессионала, не брезгающего
необоснованными «ловушками» и
«комбинациями», позволявшими
ему упростить партию, блеснуть
эффектным окончанием.
И наряду с этим прозябанием
журналы из потерянного им мира
неуклонно отражали постепенный
рост шахматного искусства в Со-
ветском Союзе.
Неудивительно, что этот вну-
тренний разлад, это чувство неудо-
влетворенности влекли за собой
«утешение» в лишней рюмке вина,
вернее во многих рюмках, посте-
пенную деградацию человека, на-
ходившегося еще в полном расцвете
огромного шахматного таланта.
И вот! Первый сигнал. Встреча с
безусловно талантливым шахмати-
стом, блестящим аналитиком Эйве,
претендовавшим на шахматную
корону.
Итак! Алехин - Эйве.
Но нет. Это был уже не Алехин.
Даже мне, никогда не подымав-
шемуся выше среднего уровня, те
партии и комментарии внушали
чувство разочарования и глубокого
сожаления.
Эйве не просто выигрывал, он
переигрывал Алехина.
Не стоит анализировать те пар-
тии, да и данных для этого у меня не
хватает. Скажу просто, что Алехин
расплачивался в них не за те ошиб-
ки, которые он допускал в игре, а за
серию ошибок, которые он рад бы
исправить, но исправить до конца
не сумел. И вот реванш!
Надо было быть Алехиным с
его многогранным талантом, чтобы
суметь «войти в форму».
Помнятся мне до сих пор слова
Эйве: «Я не знаю, как это происходит!
Все время у меня как будто позици-
онный перевес, все время я делаю, как
мне кажется, лучшие ходы, к середине
или к концу игры убеждаюсь, что без-
надежно проиграл».
Выиграть у Эйве - это значило
не только вернуть себе корону чем-
пиона мира, это был путь возврата
на Родину. Вспомним, что умер он
за доской, готовя какие-то новинки
для предстоящего поединка с Бот-
винником.
19
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 18 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст