Н
еизвестное об известном
К урьеЗы в Летнем саду
Н
. Д
. К а р е е в а
«Курьез /k u rios - н ем ./,
/ curieux - франц./ - что-нибудь
странное и забавное, смешное, за-
мечательное, любопытное»1.
Интерес к курьезу - диковине,
находящейся в стороне от норм и
обыденности, вызывающей у наблю-
дателя изумление, восторг, улыбку,
тесно связан со страстью к собира-
тельству, которая в XVI-XVII веках
вылилась в создание кабинетов
редкостей и кунсткамер. Всплеск
интереса к созданию кунсткамер
- частных собраний редкостей -
сам по себе требует специального
осмысления, но это не входит в
задачу статьи. Здесь не отделялись
друг от друга искусство и творение
природы, «стирались разграничения
между рукотворным и нерукотвор-
ным». Много примеров тому мы
находим в статье М. Н. Соколова
«О смысловом содержании кунстка-
мер, или «протомузеев»2. Интерес
представляли и чисто природные
феномены - например, искусно
разукрашенные самой природой
камни. Но эти же камни могли
быть оформлены как настольное
украшение - и в таком случае искус-
ство природы и искусство мастера
дополняли друг друга. В середине
XVI века создавались имитации
живой природы - земноводных пре-
смыкающихся и насекомых. Автор
статьи писал: «.
..имитации живого
и неживого столь плотно заполняют
арт-пространство, что трудно уже
различить, где кончается искусство
и начинается натура как таковая»3.
Диковины и курьезы не удержались
в рамках кабинетов редкостей (в
Летнем дворце Петра I таким ме-
стом был Зеленый кабинет), они
распространились дальше, в сад,
который стал естественным продол-
жением дворца и рассматривался с
ним как целое.
Гроты, располагавшиеся в садах
Ренессанса, маньеризма и барокко,
также являлись феноменом, в кото-
ром творение природы и мастерство
человека, создавшего таинственную
искусственную пещеру, сливались
Терпсихора. Дж. И. П. Гропелли.
Италия. Около 1722 г.
*
воедино и порой были неотличимы
одно от другого, что также являло
собой курьез4.
Барочный сад был наполнен
курьезами, что отмечал Д. С. Ли-
хачев. «Подстриженные в виде
людей, зверей, ваз, колонн кусты
и деревья - характернейшие для
барокко курьезы: такие же, как
шутливые фонтаны («шутихи»),
«тайные» скамьи, обманные пер-
спективные картины, создававшие
иллюзию продолжения аллей или
открывающихся видов на природу,
села, ложные строения и т. д. Ку-
рьезами были и фонтаны. Бьющая
вверх струя воды как бы нарушала
законы природы»5. Многое из пере-
численного Д. С. Лихачевым суще-
ствовало и в Летнем саду: фонтаны
и фонтан-«шутиха» на мосту через
Поперечный канал, неожиданно
поливавший посетителей струями
воды в первое время снизу, а затем,
после переделки, сверху6. К на-
званным Д. С. Лихачевым курьезам
* Иллюстрации к данной статье взяты
из книги Исаака де Кауса.
можно добавить и зеленые кабине-
ты - комнаты из зелени, изъятые
из интерьера и помещенные в экс-
терьер. Внутри садовых зеленых
кабинетов также мог существовать
какой-либо курьез. В Летнем саду
то были фонтаны «Фаворитка» и
«Лакоста», устроенные в зеленых
кабинетах неподалеку от Грота. В
фонтане «Фаворитка» искусствен-
ная собачка с лаем гоняла по кругу
крякающих искусственных уточек.
Сад - парадиз - земной символ
рая небесного наполнялся необыч-
ными видами и формами живого и
неживого. Владельцы не ограничи-
вались присутствием в саду обыч-
ных пернатых. В пруду плавали
редких видов водоплавающие. В
клетках содержались диковинные
животные.
В петровское время астрахан-
ский губернатор А. В. Волынский
получил предписание присылать в
Санкт-Петербург бобров и барсов, а
также «и прочих зверей, как оленей,
так и других, которые
«куриозны»1
(выделено мною. -
Н.К.)
Юность.
А. Тарсиа.
Италия. Около 1722 г.
27
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 26 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст