Н
еизвестное об известном
28
Искренность.
М. Гропелли.
Около 1716 г.
Свидетель-иностранец, видев-
ший Летний сад в его ранние годы,
когда еще не был построен суще-
ствующий ныне Летний дворец,
уже видел рядом с царским домом
на самом берегу реки
«маленький
птичник, в котором щебечут всевоз-
можные пташки
»8.
Камер-юнкер Берхгольц, упо-
минал большую, сплетенную из
стальной проволоки клетку с кру-
глым верхом, наполненную «всякого
рода маленькими птицами, которые
целыми группами летают и садятся на
посаженные внутри ее деревца»9.
Берхгольц описывал и большой
птичник в саду, где находились орлы,
черные аисты, журавли и
«многие
другие редкие птицы»10.
Кроме того,
внимание Берхгольца остановил
«очень большой еж, имеющий мно-
жество черных и белых игл до 11
дюймов длиною», т. е. скорее всего,
дикобраз. «В день празднования
Полтавского сражения царь, по-
казывая этого ежа его высочеству
(т. е. герцогу Голштинскому. -
Н.К.),
приказал вынуть несколько таких
игл, которые уже слабо держались.
Из них одну я сберег для себя», -
писал Берхгольц. Также имелась
синяя лисица, а «в высоком домике
с восточной стороны
множество
прекрасных и редких голубей»11.
В пруду плавало большое коли-
чество
«самых редких уток и гусей
,
которые до того ручны, что позволя-
ют кормить себя из рук»12.
Заканчивая описание сада,
Берхгольц сообщал, что гостей
специально всюду водил кунстмей-
стер и открывал фонтаны. «Таким
образом мы приятно окончили
день, по крайней мере для меня:
я всегда особенно радуюсь, когда
успею рассмотреть что-нибудь
любопытное»13. Здесь Берхгольц,
по сути, определял ту потребность,
которая и лежит в основе интереса
к курьезам. Это любопытство, лю-
бознательность (сипозИаз). Через
все описание проходит мотив вос-
хищения необычностью как живой
природы, так и рукотворными про-
изведениями, хотя здесь Берхгольц
употреблял иные эпитеты. Грот
«будет очень красив и великолепен,
потому что для покрытия его стен и
потолка назначается бесчисленное
множество разных превосходных
раковин, приобретение которых
стоило больших издержек». Мра-
морная статуя Венеры «в самом деле
превосходна, хотя попорчена не-
много от долгого лежания в земле».
На берегу пруда с беседкой в центре
«красуется вполне снаряженный
кораблик, на котором иногда поте-
шается карла царя». Против боль-
шого птичника устроен еще в виде
водопада красиво вызолоченный
мраморный фонтан, украшенный
многими позолоченными сосудами.
Это место (где находится также
и оранжерея), бесспорно, одно из
лучших в саду»14.
Для российского посетителя
сада петровского времени курьеза-
ми были не только античная статуя
Венеры или статуя с покрытым
лицом, которые упоминаются в за-
писках Берхгольца. Обнаженные
фигуры мраморных статуй, их атри-
буты, включающие изображения
дракона («Красота»), обезьянки
(«Юность») или, например, такой,
не вызывающий симпатии образ,
как Сатурн, пожирающий младен-
ца, - все скульптурное украшение
Летнего сада должно было воспри-
ниматься как курьез.
Безусловно, курьезом являлся
зеленый лабиринт с фонтанами в
нишах и скульптурными группами
на темы басен Эзопа. Свинцовые
позолоченные фигуры мышек, ля-
гушек, различных птиц да и самого
Эзопа были для русского посетите-
ля Летнего сад курьезом.
Любопытствовать, восторгать-
ся, а затем описывать необычные
Красота. Дж. Дзордзони.
Начало ХУШ в.
вещи входило в программу пребы-
вания гостя в саду.
Все, что предлагалось гостю в
саду для услаждения и восхище-
ния, перечислено в Ведомостях за
1 июля 1719 года, где дается описа-
ние празднования именин Петра I:
«Гульба в вертограде Царском, иде
же вся чувства насладилися. Зре-
ние - видящи неизреченную кра-
соту различных древес, в линию
и перспективу расположенных и
фонтанами украшенных, тут же и
речная устремления веселящая и
град и огород Царский. Ухание от
благовонных цветов имущее свою
сладость. Слышание от мусикий-
ских и трубных и пушечных гласов.
Вкушение от различного и нещад-
ного пития. Осязание приемлюще
цветы к благоуханию. Последи же
по западе солнца были преизрядные
фейерверки, и огня в гору летящаго
и по водам плавающего было изо-
бильно»15.
7
мая 1726 года, когда отмечал-
ся день коронации Екатерины I в
Летнем саду, «во время того куша-
ния в вышереченной Сале было на
стороне поставлено многое число
музыкантов, которые играли на
разных инструментах.
..»16.
Жена английского резидента,
леди Рондо, в своих письмах в 1734
году описывала торжественное
празднование в Летнем саду по слу-
чаю взятия Данцига: «После обеда
общество разделилось на группы и
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 27 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст