Н
еизвестное об известном
забавлялось в саду до вечерней про-
хлады, тогда сад иллюминировали
красиво, и бал открылся в том шатре,
где мы обедали. Музыканты были
помещены за высокой шпалерой»17.
Наконец «Ведомости» за 1773 год
сообщали о прогулке благородных
девиц, воспитывавшихся в Новоде-
вичьем Воскресенском (Смольном)
монастыре: «Прошедшего 20 мая
они гуляли в саду Ея император-
ского Величества Летнего дому. При
входе их в сад, его светлость князь
Григорий Григорьевич Орлов сделал
им весьма приятную неожиданную
встречу. Он нарочно приготовил
для их приезду в одной закрытой
куртине роговую музыку, и прика-
зал так скоро заиграть, как девицы в
сад вступят: чего ни они, ни прочие
гуляльщики не ожидали.
..»18.
И обычных посетителей сада
иногда развлекали в XVIII веке по
воскресным и праздничным дням
Императорскою роговою музыкой.
Оркестр роговой музыки сам по
себе являлся своего рода курьезом.
М. И. Пыляев писал: «При испол-
нении пьес музыкантами требова-
лось самое напряженное внимание;
музыкант не мог спустить глаз с
бывших перед ним нот, отсчитывая
мысленно паузу, после которой ему
следовало брать приходившуюся
на его инструмент ноту.
Произво-
димый ею (музыкой. -
Н.К.)
эффект,
по свидетельству современников,
был поразителен. По общему впе-
чатлению, производимому этой
музыкой, она приближалась к ду-
ховому органу»19.
Таким образом, сад неотделим
от звуков музыки, но при этом, как
мы видели, особенно ценилось,
когда музыка раздавалась откуда-
то, издаваемая невидимыми музы-
кантами, которые располагались «в
стороне», «за высокой шпалерой»,
в «закрытой куртине», и начинала
звучать неожиданно, вызывая те
же эмоции, что и при виде курьеза,
- восторг, изумление.
Очень часто очевидцы и участ-
ники гуляний в Летнем саду в пер-
вой четверти XVIII века отмечали
фейерверки, которыми заканчи-
вались праздники: «были преиз-
рядные фейерверки и огня в гору
летящего и по водам плавающего
было изобильно»20.
« .А потом зжен фейерверк
стоящей против Его Величества ого-
роду на судах планы со изрядными
фитилными огнями, и со многими
верховыми ракетами и водяными
огнями»21.
Для Петра I огненные потехи носи-
ли идеологически-пропагандистский
характер - они прославляли победы
русского оружия в Северной войне
и, как считал Петр, «чрез увесели-
тельные огни» он приучал население
к военному пламени. Но приучил он
больше всего население именно к
тому, что в дни празднеств «сжигают-
ся» фейерверки, и то, что было пона-
чалу курьезом, постепенно вошло в
жизнь как традиция. В петровское же
время летящий вверх огонь (фейер-
верк), так же, как летящая вверх вода
(фонтан), были курьезами - явления-
ми, нарушавшими обычный порядок
вещей и развлекавшими публику.
В Гроте Летнего сада, в противо-
положность огненным потехам,
посетитель испытывал прохладу и
сырость, а вместо трескучей пальбы
наслаждался журчанием струй, пе-
нием соловья и игрой органа. Входя-
щего в Грот встречало таинственное
царство морского бога, освещенное
проникающими сквозь световой
фонарик лучами. Позолоченная
колесница Нептунова располага-
лась на горе из различных камней и
раковин, которыми были отделаны
также стены. Пол был мраморный,
выложенный черными и белыми
плитами. Отражаясь в больших зер-
калах «хрустальной материи», жур-
чали фонтаны Тритонов, звучал ор-
ган, который приводился в действие
напором воды, и пел искусственный
соловей - также механизм, игруш-
ка, работавшая под напором воды.
Вспомним об имитациях живого и
неживого в кунсткамерах, когда не-
возможно было отделить искусство
как таковое от натуры. Грот был
прибежищем такого слияния.
Грот в Летнем саду устраивался
европейскими мастерами и по евро-
пейским образцам, самым знамени-
тым из которых на тот момент был
Грот Фетиды в Версале, уже к тому
моменту не сохранившийся, но под-
робно описанный и зарисованный.
В версальском Гроте существовал
водный орган и пел искусственный
соловей.
Со времен Ренессанса, когда
гроты были модным украшением
богатых и знаменитых садов, в них
устанавливались специальные ме-
ханизмы, приводившие в движение
фонтанные скульптуры, заставляв-
шие звучать водные органы или
имитировавшие пение птиц или
какие-то другие звуки22. «Здесь (в
саду кардинала д‘Эсте в Тиволи. -
Н. К.)
итальянские и северные спе-
циалисты достигли гидравлических
чудес, большинство из которых мы
видим и сегодня с некоторыми более
поздними усовершенствованиями, и
наиболее поразительным среди них
в это время был Фонтан - Орган.
..
Не удивительно, что так редко по-
сетитель сада XVI века упоминает
цветы; его внимание было монопо-
лизировано Искусством»23. (Пере-
вод с английского Н. Д. Кареевой.)
Здесь имеется в виду искусство
устраивать различные механизмы
в садах и гротах.
Устройство водных механизмов
прошлого доносит до нас книга на
французском языке «Причины дви-
жущих сил» (Франкфурт, 1615) Са-
ломона де Кауса - инженера, устро-
ителя садов и водных затей в них.
Этот труд находился в библиотеке
Петра I и хранится сейчас в Библио-
теке Российской Академии наук24.
Саломон де Каус работал при зна-
менитых европейских дворах своего
времени - в Ричмонде, в резиденции
курфюрста палатинского Фридриха
V в Гейдельберге, а затем у Людо-
вика XIII в Париже25. В его книгу
«Причины движущих сил» вошли
описания и рисунки механизмов
и затей, которые он сам устраивал
или, вероятно, считал возможным
устроить при помощи единственной
движущей силы - воды. Следует
подчеркнуть, что не Саломон де
Каус был изобретателем всей той
механики. Описание фонтана-
органа (XVI в.), действовавшего в
саду в Тиволи задолго до де Кауса,
убеждает нас в этом. Там было ис-
пользовано водяное колесо, которое
приводило в действие ключи органа,
а напор воды из запечатанной ком-
наты оказывал давление воздуха на
органные трубы. Чертежи из книги
де Кауса позволяют понять, как
были устроены и механизмы в Гроте,
и фонтан «Фаворитка» - курьез с
лающей собачкой и крякающими
утками.
В основе устройств, предло-
женных де Каусом, лежит закон
сообщающихся сосудов. Для про-
стейшего устройства, чтобы ими-
тировать голоса маленьких птичек
средствами воды и воздуха, требу-
ется два сосуда: один - наполнен-
29
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 28 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст