Н
еизвестное об известном
30
ный водой. Из него вода по трубке
перетекает вниз, во второй, пустой,
сосуд. Заполняя пространство, вода
вытесняет воздух в другую трубку, к
которой приделана свистулька. Под
действием струи воздуха свистулька
издает положенные ей звуки. На-
верху устройства де Каус предлагал
разместить искусственное деревце с
несколькими раскрашенными птич-
ками из металла.
Де Каус разработал и более хи-
троумное приспособление, которое
могло имитировать трель соловья,
и вероятно, именно такая машина
была использована в Гроте.
«Очень трудно хорошо изобра-
зить пение или щебетанье соловья
естественно, однако я представлю
здесь изобретение, которое будет
имитировать упомянутое пение»26.
(Перевод с французского Н. Д. Ка-
реевой.)
Действие устройства для из-
влечения гласов соловьиных было
близко устройству музыкальных
шкатулок, особенно распространен-
ных в ХУШ-Х1Х вв. В музыкальной
шкатулке «на поверхности валика
укреплены в соответствующем (для
данной мелодии) порядке штифты.
Во время вращения валика штифты
задевают кончики язычков, приводя
их в звучание»27.
Де Каус использовал тот же
принцип, но музыкальный валик,
вращаясь, задевал несколькими
стерженьками (де Каус называл их
колышками) не звучащие язычки,
а краны на полых трубках. Краны,
открываясь, давали доступ воде,
которая, вытесняя воздух, застав-
ляла звучать свистульку на верхнем
конце трубки. Устройство было
рассчитано так, чтобы соловей из-
давал трель - 3-4 более низких пре-
рывистых звука одной свистулькой
и один более длинный и высокий
- другой. Это чередование и давало
имитацию трели. Вращение валика
происходило от напора падающей
сверху воды, которая вращала водя-
ной вал, а система зубчатых передач
передавала это вращение дальше.
Естественно, де Каус рассчитал
количество зубцов на зубчатом вале
(8) и диаметр вращающегося валика
(8 или 10 дюймов). С помощью того
же приспособления де Каус пред-
лагал имитировать пенье петуха.
«Если мы собираемся представить
пенье петуха, будет только два каса-
ния валика.
.. и свистульки должны
Водное колесо,
раздувающее органные меха
Устройство зубчатого колеса
для вращения фигур
Устройство, чтобы имитировать
голоса маленьких птиц
средствами соды и воздуха
быть полтора дюйма в диаметре;
более длинная будет один фут, а
другая - десять дюймов»28. То есть
для имитации звуков необходимо
было подобрать величину свисту-
лек и частоту следования звуков,
а на музыкальном валике соответ-
ствующим образом расположить
колышки, которые производили
касания.
Водяная машина, которая изо-
бражала соловьиные голоса, находи-
лась в задней комнате Грота. Судя по
фиксационному чертежу, исполнен-
ному М. Г. Земцовым, она занимала
довольно обширное место.
А. И. Успенский в книге «Импера-
торские дворцы» описывал действие
«Фаворитки» - фонтана-двойника в
Петергофе: «Вся суть этого фонтана
состоит в том, что на горизонтальном
колесе помещено четыре утки, за
которыми гонится собака; в центре
колеса сидит пастух, играющий на
свирели, от действия воды колесо
приходит во вращательное движение.
Сторож, приводящий в движение эту
игрушку, усиливает впечатление тем,
что подражает сквозь трубку лаю
собаки и крику гусей»29. «Фаворит-
ка» из Летнего сада была, как и все
остальные фонтаны сада, разобрана в
80-е годы XVIII столетия. Специаль-
ных разъяснений, как действовал тот
фонтан, в литературе не встречается,
поэтому любопытно, как подобное
устройство описывал де Каус.
В книге де Кауса встречается
описание Грота со скалой в центре
бассейна и статуей Нептуна, кру-
жащейся вокруг скалы с несколь-
кими другими фигурами, которые,
поворачиваясь, играли струями
воды. Поскольку фигуры могли
быть любыми, важно понять сам
принцип действия машины. Во-
дяное колесо вращалось потоком
падающей сверху воды. Колесо
передавало движение на зубчатый
вал, который вращал горизонтально
расположенное колесо с фигурами.
В нашем случае то были уточки, со-
бачка и пастух в центре композиции.
Естественно, рабочая часть устрой-
ства была скрыта от посетителей.
19 июня 1729 года в Канцелярию от
строений была подана промемория
артиллерии лейтенанта А. Беера об
изготовлении трехколенного вала
к фонтану «Фаворитка» в Летнем
саду30. Вал, скорее всего, требовался
для вращения всей конструкции,
поскольку в изобретениях де Кауса
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 29 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст