Н
еизвестное об известном
именно передающие движение валы
играют важную роль.
Даже если прав А. И. Успенский,
и кряканье уточек и лай собачки
выдувал из трубки сторож, чисто
технически было возможно устро-
ить такую же машину, как в Гроте
для гласов соловьиных, подобрав,
как уже говорилось, диаметр и
длину звучащих трубок-свистулек.
Извлекать звуки из трубок было
возможно и действием мехов (и
для их действия мог потребоваться
трехколенный вал).
Для того чтобы укрыть меха-
низмы, требовалось какое-то спе-
циальное помещение. План Сент-
Илера, на котором рядом с Гротом
изображены зеленые кабинеты с
фонтанами «Фаворит» и «Лакоста»,
не отображает рабочих моментов -
сторожки с механизмами, машины
для подъема воды, которая была
нужна для приведения в действие
всего устройства. Например, из-
вестно, что к «новому фонтану»
поднимали воду шесть лошадей,
ходивших по кругу31. Видимо, на
плане изображены только парадные
затеи. К фонтанам и механизмам,
безусловно, требовался служитель,
который открывал бы и закрывал
ключ, следил за действием машин.
Устройством фонтана «Фаво-
ритка» занимался в Летнем саду ма-
шинный и фонтанного дела мастер
П. Суалем, так же, как постройкой
машины, которая «подымает огнем
воду» в Летнем саду32. Можно не
сомневаться, П. Суалем был знаком
со всеми премудростями, изло-
женными в книге де Кауса, потому
что книги в библиотеке Петра I не
лежали мертвым грузом, а активно
использовались.
Когда в Петергофе шла работа
над устройством Большого каскада,
Петр, отдав соответствующие рас-
поряжения, велел взять препорцию
«из книги писаной, а не печатной,
коих две у меня в летнем доме»33. Оче-
видно, что все помощники царя были
в курсе, о какой книге шла речь.
Обильно снабжать водой следо-
вало и сооружения в Гроте. 8 апреля
1729 года архитектор М. Г. Земцов
подает рапорт в Канцелярию от
строений об отпуске материалов
для сооружения водоподъемной
машины в Гроте в Летнем саду34.
10 июля 1729 года М. Г. Земцов по-
дал рапорт в Канцелярию от строе-
ний с перечнем материалов для
доделки машины, предназначенной
для подъема воды в Грот в Летнем
саду35. 15 сентября 1729 года ставил-
ся вопрос о покупке материалов для
водоподъемной машины в Гроте36.
Говоря о затеях, устроенных в
Гроте, нельзя обойти молчанием
водный орган. Но прежде - общая
характеристика органов, которая
есть в Энциклопедическом сло-
варе Брокгауза и Ефрона: «Орган
- большой музыкальный духовой
хроматический инструмент с меха-
ми, трубами, трубками (металличе-
скими, деревянными, без язычков и
с язычками) различных тембров»37.
У органа есть клавиатура, причем
до XVI века по клавишам ударяли
не пальцами, а кулаком. Затем
клавиши были уменьшены, а чис-
ло трубок увеличено. В водном
органе было все то же самое: меха,
трубы, трубки, клавиатура. Толь-
ко приводила в действие все это
устройство сила воды. Напор воды
заменял рабочих, которые разду-
вали мехи. Сила падающей сверху
воды вращала механизм, связанный
с музыкальным валом, который со-
прикасался с клавиатурой.
Каждая клавиша была соедине-
на с трубкой, по которой подавался
воздух к звучащей трубе органа.
Чтобы воздух непрерывно пода-
вался, можно было использовать
мехи, но можно, как в случае с самой
первой - простейшей машиной,
получить движение воздуха, вытес-
няемого поступавшей в резервуар
водой. Так был устроен фонтан-
орган в Тиволи. В Гроте Летнего
сада был использован вариант с
мехами, свидетельство чему мы
находим в труде А. И. Успенского
«Императорские дворцы»: 23 мая
1741 года - донесение на имя Кан-
целярии от строений «обер-мастера
колокольной игральной музыки»
Ягана Христофора Ферстера о необ-
ходимости починить находившиеся
в Гроте меха, которыми органы
«действуются через воду», для чего
требовалось употребить одну кожу
белую лайковую и проволоки мед-
ной четыре фунта38.
Согласно книге де Кауса, во-
дное колесо, вращаясь, передавало
свое вращение на коленчатый вал,
который был тросами связан с
мехами. В соответствии с этим
движением тросы сжимали и от-
пускали гармонику мехов, мехи
выдували воздух, необходимый для
звучания органа. Вращение валов,
действие мехов неизбежно должны
были производить шум. Де Каус
предусмотрел это и в своей книге со-
ветовал отделить стенкой рабочую
часть от музыкальной39. В Большом
гроте Петергофа также имелось
устройство, называвшееся органом.
М. И. Пыляев сообщал: «.
..в боль-
шом гроте <.
..> стояло несколько
стеклянных колоколов, подобран-
ных по тонам, или, как говорилось
тогда, “колокольня, которая ходит
водою”, в колокола били пробочные
молоточки, которые приводились
в движение посредством механиз-
ма, на который падала вода»40. Из
«Описания Петергофа» А. Ф. Гей-
рота следует, что в устройстве был
«клафир», который колокольной
музыки обер-мастер Ферстер в 1736
году предлагал из дубу сделать (а до
того, следовательно, был изготовлен
из другого дерева)41. Орган в Боль-
шом гроте Петергофа, вероятно,
также может быть предметом рас-
смотрения как курьез, но он не был
аналогичен органу, который нахо-
дился в Гроте Летнего сада. Если бы
орган Летнего сада был устроен как
колокольня, такая подробность, как
хрустальные или какие-либо иные
колокольчики, не могла проскольз-
нуть мимо внимания свидетелей, не
быть абсолютно никак отраженной в
описях или воспоминаниях.
В то же время «клафир» и во-
дное колесо действительно должны
были присутствовать в устройстве
водного органа.
В устройстве всех тех водных
затей читается гордость человека,
постигшего тайны природы и умею-
щего это свое знание использовать
даже против естественного порядка
вещей: заставить воду бить вверх, а
не течь вниз, звучать неодушевлен-
ную механическую игрушку, орган
играть без органиста.
Петр I никогда не швырялся
деньгами попусту. Его художествен-
ные агенты тщательно отчитывались
ему в тратах. Тем не менее в своей ре-
зиденции он заводил сложные, доро-
гостоящие, требовавшие постоянного
поддержания в порядке затеи.
Присутствие в царской рези-
денции - Летнем саду Петра I - ку-
рьезов, которые услаждали зрение
и слух, будили фантазию, вызывали
восторг и удивление, служило, с
одной стороны, просвещению рос-
сийских посетителей сада, а с другой
31
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 30 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст