М алоизвест ные портреты
А лександра Д аниловича М енш икова
и іленов его семьи
А .
Д
. Д е м к и н
еизвестное об известном
Личность светлейшего князя
А. Д. Меншикова долгое время, на-
чиная с XVIII века, привлекает к себе
внимание российских и западноев-
ропейских художников и писателей.
Необычная история возвышения,
прекрасные организаторские способ-
ности, таланты полководца, огромные
богатства, поощрение наук и искусств
уживались у светлейшего князя с
необычайной гордыней, властолю-
бием, жестокостью и коварством.
Неожиданная для него опала, ссылка
и смерть в Березове, драматичная
смерть супруги наряду с роман-
тичной и, между тем, трагичной
историей судьбы старшей дочери
Марии, порушенной в угоду от-
цовским дворцовым династическим
устремлениям, породили большое
количество псевдоисторических
романов, повестей, стихов, рассма-
тривающих судьбу Меншикова и
его семьи.
Столь яркая личность привле-
кала к себе и внимания художни-
ков. Исследованию прижизненных
портретов светлейшего князя и
членов его семьи много вниманию
уделяла директор дворца-музея
Меншикова Нинель Викторовна
Калязина (1930-2000)1. В XIX
веке юрист и историк искусства
Дмитрий Александрович Ровин-
ский (1824-1895) насчитывал 22
гравированных портрета А. Д. Мен-
шикова2. Однако многие из при-
веденных в его «Словаре русских
гравированных портретов» (далее
по тексту - Словарь) изображений
А. Д. Меншикова представляют
собой вариации одного и того же
портрета, рисованные и гравирован-
ные заново для различных изданий.
Например, в приведенных ниже *
* Автор выражает признательность
Л. Ю. Рудневой (ГИМ, Москва) и А. Ю. Епат-
ко (ГРМ, СПб.) за помощь в работе.
двух гравированных портретах
А. Д. Меншикова изображение спра-
ва (гравюра Н. Иванова по рисунку
Я. Аргунова) явно представляет со-
бой упрощенный вариант изображе-
ния слева (рисунок И. Фридриц).
Имеется и любопытная своей
историей живописная версия приве-
денных выше гравюр. В подмосков-
ной усадьбе графа Д. Н. Шереметева
Кусково храниться живописный
портрет А. Д. Меншикова работы
неизвестного русского мастера
XVIII века.
Можно было бы подумать, что
многочисленные гравированные
портреты являются повторением
этого живописного первоисточни-
ка. Однако архивные документы,
изученные Алексеем Николаевичем
Гречем (Залиманом) (1899-1934),
председателем Общества изучения
русской усадьбы, проливают свет на
иное происхождение этого портрета3.
Портрет был написан неизвестным
художником с гравированного пор-
трета для галереи в Кусково по по-
ручению владельца усадьбы в задан-
ных размерах среди других прочих
портретов для украшения стен. Как
видно на репродукции, черты лица
князя повторяют характерные черты
А. Д. Меншикова на гравированных
портретах. Это особенности изгиба
кончика носа, совпадение располо-
жения и деталей орденских знаков
(орден Св. Андрея Первозванного,
орден Белого орла и орден Черного
орла), муаровой орденской ленты
Св. Андрея Первозванного на груди,
что подтверждает «родственные»
связи этих портретных работ.
В качестве интересного развития
первоначального образа А. Д. Мен-
шикова с рисунка И. Фридрица (Ил.
№ 1), можно привести гравирован-
ный портрет «Александра Данило-
вича Меншикова» (гравер - Генри
Робинзон, на гравюре инициалы
«Н^>). Этот портрет был гравиро-
ван с рисунка Тараса Григорьевича
Шевченко (1814-1861) в 1844 году
Ил. № 1. Рисунок на камне
И. Фридриц. Печать в Литографии
Тюлева. В словаре Д. А. Ровинского
портрет не указан.
Хранится в отделе
эстампов Российской
национальной библиотеки
Ил. № 2. Рисунок Я. Аргунова
(1812 г). Гравировал Н. Иванов.
Из
книги Д. Н. Бантыш-Каменский.
Деяния знаменитых полководцев и
министров, служивших в царствов.
Петра Вел. 2-е изд. Москва, 1821 г.
33
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 32 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст