Н
еизвестное об известном
34
Ил. № 3. Портрет князя
А. Д. Меншикова.
Неизвестный
русский мастер. XVIII в.
Государственный музей
«Усадьба Кусково»
(портрет указан в словаре Д. А. Ро-
винского за № 10 без указания имени
художника и гравера). Портрет был
нарисован Т Г. Шевченко во время
учебы в Императорской Академии
художеств для книги историка, пу-
блициста и издателя Николая Алек-
сеевича Полевого (1796-1846) «12
русских полководцев» (ил. № 4)4. В
предисловии к изданию написано:
«Портреты, рисованные известным
художником, Т Г. Шевченко, и <.
..>
Ил. № 4. А. Д. Меншиков.
Гравюра
Г. Робинзона по рисунку
Т. Г. Шевченко (1844) из книги
Н. А. Полевого «Русские полководцы,
или Жизнь и подвиги российских
полководцев от времен Императора
Петра Великого до царствования
Императора Николая Первого».
СПб., 1845. Вкладка С. 56-57
сняты с известных оригиналов, хра-
нящихся у потомков Русских пол-
ководцев, в Зимнем дворце русских
царей и в общественных заведениях».
Белинский в рецензии на это издание
написал: «Портреты очень хороши по
отделке и, должно быть, очень сходны
с теми, с которых сняты»5.
Местонахождение многих из
портретов, указанных в Словаре
Д. А. Ровинского, в большинстве
случаев неизвестно. На это также
указывает исследователь живопи-
си В. И. Сурикова В. С. Кеменов в
своей монографии6, в связи с иссле-
дованием образа А. Д. Меншикова
в русском искусстве при анализе
картины В. И. Сурикова «Менши-
ков в Березове».
Однако при сборе материала ав-
тору посчастливилось найти несколь-
ко малоизвестных гравированных
портретов А. Д. Меншикова. Один
из них указан в словаре Д. А. Ровин-
ского в статье про А. Д. Меншикова за
№ 13. Вот что там написано о пор-
трете, который отличается по стилю
изображения от других7:
«13. Другой ориг. не схожий с
общим типом; в овале; грав. черн.
манерой; поясн., 3/ 4 впр.; в кафтане
с меховым воротником и в мехо-
вой шапке: Dessine et Grave par
LJAllaix. LE PRINCE MENCIKOW.
Выш. 5.3; шир. 4.3 (один овал). В
книге: «Portraits des grands Hom-
mes.
.. et sujets memorable de france».
Paris s. l.et. a.
На иллюстрации № 5 приведен
описываемый Д. А. Ровинским гра-
вированный портрет А. Д. Менши-
кова. Он полностью соответствует
описанию, включая подпись гравера
на изображении. Портрет Алек-
сандра Даниловича действительно
отличается от более широко извест-
ных гравированных изображений.
А. Д. Меншиков изображен одетым
в таком же платье, как на гравюре
Иоккима Оттенса (1663-1729), изо-
бражающей Петра I в Амстердаме в
русской национальной одежде8. Под-
пись под гравюрой на голландском
языке гласит: «Изображение одеяния
знатной московской особы»9.
Весьма «походный» вид Алек-
сандра Даниловича (ил. № 5), сва-
лявшийся мех на воротнике и око-
лыше могут подсказывать нам, что
изображение было сделано после
одной из военных побед А. Д. Мен-
шикова. На вид Меншикову на гра-
вюре не более 33-36 лет. Нашитый
на кафтан знак ордена Св. Андрея
Первозванного говорит о том, что
портрет был снят после 30 мая 1703
года, когда «бомбардирской капитан
и порутчик Меншиков, учинены ко-
валерами ордена святаго Андрея»10.
Таким образом, вероятный период
снятия портрета - с 1703 по 1708
год, если считать годом рождения
Александра Даниловича 1672 год*.
Ил. № 5. Le Prince Mencikow.
Гравюра L.J. Allaix. Хранится в отделе
эстампов Российской национальной
библиотеки. Инв. № 089326
Одним из значительных до-
стоинств этого гравированного
портрета А. Д. Меншикова является
не характерная для остальных из-
вестных изображений «непарадная
реалистичность» облика Алексан-
дра Даниловича. Гравер изобразил
характерные мельчайшие особенно-
сти строения лица А. Д. Меншикова,
чем я воспользуюсь при анализе
неизвестных или сомнительных
изображений светлейшего князя.
Примером одного из таких
изображений является гравюра из
неизвестной автору книги (гравю-
ра вырезана из страницы), также
хранящейся в Отделе эстампов Рос-
сийской национальной библиотеки.
В Словаре Д. А. Ровинского нет
ни одного описания, подходящего
под этот гравированный портрет.
Ниже приводится оригинальное *
* В чем лично автор статьи сомневает-
ся, считая более вероятным год рождения
Александра Даниловича - 1670. К сожале-
нию, рассуждения на эту тему выходят за
рамки настоящей статьи.
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 33 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст