Н
еизвестное об известном
Ил. № 6. Гравюра, подписанная
«Mentschikow».
Хранится в Отделе
эстампов Российской национальной
библиотеки. Инв. № 2544
Ил. № 9. Подпись на гравюре
с обратной стороны листа.
Инв. № 2544
изображение гравюры, текст с об-
ратной стороны книжного листа и
выправленное изображение.
В какой же период жизни
А. Д. Меншикова мог быть изготов-
лен портрет и есть ли указания на
него в Словаре Д. А. Ровинского?
Обратимся к изображению на
иллюстрации № 8. Чем отличается
этот портрет от большинства извест-
ных изображений? Меншиков изо-
бражен без парика, на его платье нет
орденских знаков и кавалерий, крой
платья весьма прост и отличается от
стиля одежды на других известных
портретах. Вполне вероятно, что пор-
трет сделан в неофициальной обста-
новке. Где же это могло произойти?
Автору не кажется безосновательным
предположение, что портрет был снят
либо в Голландии перед отъездом
девяти волонтеров Великого посоль-
ства с сопровождающими лицами в
Лондон, либо позднее - уже в самом
Лондоне. Возможно, что Александр
Данилович послужил моделью для
работы самого Петра I . Как известно,
Ил. № 7. Зеркальное изображение
гравюры для выявления текста и
рисунка на обратной
стороне листа
Ил. № 8. Скорректированное
автором
изображение
Ил. № 10. Подпись на листе, подклеенном к оборотной стороне гравюры
Петр обучался искусству гравировки
в Голландских Штатах у Адриана
Шхонебека (1661-1705) и собствен-
норучно выполнил гравированную
работу «Торжество Христианства над
Исламом». Сам Меншиков неотлуч-
но находился в Лондоне с Петром I
почти до самого отъезда, исполняя
роль личного казначея11.
Интересный факт: в «Расходной
книге» Великого посольства указа-
но, что для волонтеров и царя для
поездки в Англию был пошит ряд
принадлежностей костюма, и среди
прочего - «ленты с кистями, что бы-
вают на плече.
.. перевязи к шпагам»12
. Не такую ли ленту или перевязь к
шпаге мы видим на гравюре? От-
сутствие орденских знаков на груди
также может свидетельствовать о
том, что портрет снят до 1703 года.
Изображенная перевязь не похожа
на орденскую муаровую ленту, так
как имеет четко выраженные много-
численные продольные складки, не
характерные для муаровой ленты,
изображенной на других гравирован-
ных портретах. Цесарский резидент в
Лондоне Гофман в своем сообщении
в Вену отмечал, что «.царь. одет
был в костюм голландского матроса,
а при входе в Темзу надел здешнее
платье и парик.»13. С большой долей
вероятности можно утверждать, что
и остальные волонтеры Велико-
го посольства переменили платье
вместе с Петром. Этот факт может
говорить о том, что портрет был снят
либо в Амстердаме при примерке
«лондонского» платья в декабре
1697 - самом начале января
1698 года, либо позднее - уже в
Лондоне - во время пребывания там
Меншикова с Петром I.
35
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 34 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст