Н
еизвестное об известном
Тобольск в 1770 году».
Кроме того, на раме портрета была
еще следующая надпись:
«Графа Н. Б. Разумовского».
Из статьи Василия Григорьеви-
ча Перова следовало, что оригинал
этого портрета был прежде в соб-
ственности тобольского генерал-
губернатора Д. И. Чечерина и (на
момент публикации статьи) на-
ходился в Москве в собственности
«Госпожи В.» (здесь и далее фами-
лии приводятся в их написании в
статье В. Г. Перова). Списком же с
него кисти К. И. Фрока владел граф
Н. Б. Разумовский. После картина
попала в собрание московского кол-
лекционера и археографа статского
советника В. А. Юни, скончавше-
гося в 1857 году. После его смерти
вдова покойного передала его леча-
щему врачу М-ву, одновременно со
статьей П. К. Щебальского в «Рус-
ском вестнике», описывающей этот
портрет*. От доктора М-ва портрет
перешел к самому В. Г. Перову.
Затем этот портрет был приоб-
ретен у В. Г. Перова г-ном Ценкером
и дарован Румянцевскому музею.
Главным же парадоксом, на ко-
торый указал В. Г. Перов, явилось
то, что, по его утверждению, вторая
картина с идентичным изображени-
ем кисти Ван Дейка находилась (и
до сих пор находится) в Эрмитаже
в Санкт-Петербурге.
Аннотация же к портрету «Го-
лова старика» кисти Ван Дейка в
Эрмитаже гласит:
«Ван Дейк, Антон
1599, Антверпен - 1641, Лондон
Голова старика
Пост. В 1764, приобр. из собр.
И. Э. Гоцковского в Берлине»
В 2006 году я сделал запрос о
разыскиваемой картине в Государ-
ственный исторический музей в Мо-
скве, куда были частично переданы
коллекции Румянцевского музея,
после того как он был расформирован
в 1921 году. Я отправил туда копию с
изображения картины «Голова стари-
ка» кисти Ван Дейка. В ответ со мной
любезно связалась старший научный
сотрудник музея, хранитель фондов
XVIII века Людмила Юрьевна Руд-
нева, сообщив, что картина находится
в хранилище музея и живописное
изображение на ней полностью соот-
* Автору не удалось найти эту статью
в «Русском вестнике».
ветствует изображению на представ-
ленной в запросе копии с картины
А. Ван Дейка.
Вот изображение этого пор-
трета:
Ил. № 13. Фотография автора с
картины «Голова старика»
Антона Ван Дейка,
хранящейся
в Государственном Эрмитаже
Кто же изображен на портрете?
Неужели это действительно не-
известный портрет светлейшего
князя Александра Даниловича
Меншикова, сделанный в ссылке в
Березове?
При разговоре с сотрудниками
Государственного Эрмитажа мне
удалось узнать, что известна и еще
одна версия портрета, хранящегося
в США в музее Нельсона-Аткинса.
В 2007 году я отправил запрос в
музей Нельсона-Аткинса в Канзас-
Сити, штат Миссури (Nelson-Atkins
Museum of Art), о наличии у них
портрета, аналогичного портрету
старика кисти Ван Дейка. Копия
портрета из Эрмитажа была при-
ложена к запросу.
В полученном ответе из музея
Нельсона-Аткинса содержалась
копия с портрета и полная информа-
ция о бывшем у них в музее портрете
(ил. № 14).
Сотрудник департамента евро-
пейской живописи и скульптуры
музея MacKenzie L. Mallon сообщил,
что эта картина была в их коллекции
и представляла собой портрет из-
вестного английского долгожителя
«Старины Томаса Парра» («Old
Parr») . Однако в начале ХХ века
картина была продана в частную
коллекцию, и все что у них осталось -
это черно-белый фотоснимок, копия
с которого и была прислана мне. По
сведениям из музея, на обороте кар-
тины имелась рукописная надпись на
французском языке: «C’est le portrait
Ил. № 14. Portrait of an Old Man,
said to be Thomas Parr, ca. 1620 Oil on
oak panel Overall: 24 3/4 x 19 1/4 in.
(62.865 x 48.895 cm)
Nelson-Atkins Museum of Art
d’ Old Parr peint par Rubens quand il
e’tait ambassadeur. Parr avait 142 ans
ett mourut a l’age 145»18. Впоследствии
эта надпись была утрачена. Интерес-
но, что даты, указанные Рубенсом, и
известная хронология жизни Парра
не совпадают. Томас Парр скончался,
когда ему было 152 года19. Согласно
надписи на надгробном памятнике
«Старины Пара», он жил с 1483 по
1635 год и был похоронен 15 ноября
1635 года (после смерти, наступив-
шей от переедания на королевском
приеме в его честь).
Сотрудник музея Нельсона-
Аткинса также прислал подробную
сопроводительную документацию
на картину. В частности, в ней со-
общается20, что портрет принадле-
жит кисти Питера Пауля Рубенса,
фламандца. На полотне отсутствует
подпись и дата. Сотрудники музея в
Канзас-Сити датируют этот портрет
1629-1630 годами. Атрибуция и
датировка картины за свою историю
претерпела несколько превращений.
Из-за несовпадений известных дат
в хронологии жизни Рубенса и над-
писи на обороте картины21, портрет,
который считался изображением
Томаса Парра кисти Рубенса, в 1862
году стал «Портретом старика»
(«Portrait of an Old Man») работы
неизвестного мастера. Однако спу-
37
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 36 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст