Н
еизвестное об известном
38
Ил. № 16. Совмещенное изображение двух портретов Томаса Парра
с исследуемым портретом (справа)
стя один век, в 1960 году, после рас-
чистки, полотно прошло повторную
экспертизу и было безоговорочно
признано работой кисти Питера
Пауля Рубенса. В то же время дата
создания портрета в 1629-1630
годы была поставлена под сомне-
ние Эриком Ларсеном22, который,
основываясь на изучении техники и
характера письма на картине, сделал
предположение о более вероятном
периоде написания портрета: с 1612
по 1614 год.
Известно три опубликованных
репродукции картины23. Портрет
Томаса Парра выставлялся в 1846
году в British Institution.
В прилагаемом описании сказа-
но, что изображение представляет
собой портрет старика с седыми
волосами и длинной бородой, оде-
того в одежду красного тона, белым
воротником и накинутым на плечи
коричневым мехом. Автору удалось
разыскать в сети Интернет еще одно
известное изображение Томаса
Парра: гравюру Джорджа Поули с
драйпойнта, выполненного самим
Рубенсом, которое хранится в На-
циональной портретной галерее в
Лондоне24:
Портреты «Стариков» в Госу-
дарственном историческом музее
и в Государственном Эрмитаже
практически идентичны и, скорее
всего, представляют список одного
с другого. Сравним портрет «Голова
старика» кисти Антона Ван Дейка,
портреты Томаса Парра кисти Ру-
Ил. № 15. Портрет Томаса Пара.
Гравюра Джорджа Поули по
драйпойнту Питера Пауля Рубенса.
Вторая половина XVIII века
(134 mm x 110 mm). Национальная
портретная галерея, Лондон
бенса (Музей Нельсона-Аткинса)
и гравированный портрет Томаса
Парра Джорджа Поули, снятый
по драйпойнту сэра Питера Пауля
Рубенса (Национальная портретная
галерея, Лондон).
Для сравнения изображений
исследуемые портреты были при-
ведены к единому масштабу по меж-
зрачковому расстоянию, после чего
совмещены в едином изображении
для удобства сравнения. Цветное
изображение «Головы старика» из
Государственного Эрмитажа было
преобразовано в черно-белое, для
того чтобы облегчить визуальное
сравнение с остальными черно-
белыми репродукциями. Теперь
можно сравнить портреты методом
сопоставления (ил. № 16).
Весьма вероятно, что все три
изображения представляют собой
портреты одного и того же человека.
Особенно близки изображения То-
маса Парра кисти Рубенса (слева) и
Старика кисти Ван Дейка (справа).
Представляется, что портрет кисти
Рубенса чуть менее тщателен в ис-
полнении по сравнению с портретом
кисти Ван Дейка.
Возможно, читателю покажется
интересным взглянуть на усреднен-
ный портрет «Старины Парра», по-
лученный путем совмещения всех
трех полупрозрачных изображений.
Для чего это делается? Каждый
художник привносит в свою рабо-
ту личное видение объекта и его
трактовку. Усредняя полученные
варианты изображения одного и
того же человека, мы, вероятно, по-
лучаем возможность взглянуть на
изображение, которое ближе всего
стоит к реальной модели. Подобная
же методика (фотосовмещение)
используется в современной кри-
миналистической практике для
портретной экспертизы и установ-
ления личности методом фотосов-
мещения25.
Таким образом, мы подходим
к первому выводу о том, что дей-
ствительно имеется визуальное
типажное сходство Томаса Парра
с портрета кисти П. П. Рубенса со
Стариком, изображенным на пор-
трете кисти Ван Дейка. Исходя из
этого, с большой долей вероятности
можно утверждать, что портрет
«Голова старика» из Государствен-
ного Эрмитажа в Санкт-Петербурге
также представляет собой портрет
Томаса Парра.
Но, по словам старшего научного
сотрудника Государственного исто-
рического музея Л. Ю. Рудневой,
изображение на портрете «Голова
старика» полностью идентично изо-
бражению на портрете, хранящемся
в Государственном историческом му-
зее, поступившем туда из коллекции
Румянцевского музея и указанным
Д. А. Ровинским и В. Г. Перовым
как портрет А. Д. Меншикова. К
сожалению, автору пока не удалось
получить копию изображения пор-
трета из собрания Государственного
исторического музея.
Может ли представленный
портрет, хранящийся в Государ-
ственном историческом музее, быть
портретом А. Д. Меншикова?
Исходя из представленного
выше анализа, рассматриваемая
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 37 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст