Н
еизвестное об известном
Ил. № 17. «Голова старика».
Антон Ван Дейк.
Государственный Эрмитаж
группа портретов (копия Карла
Фрока, Ван Дейк, Рубенс) изобра-
жает одного и того же человека. Из-
вестная история полотен исключает
создание списка атрибутируемого
В. Г. Перовым портрета А. Д. Мен-
шикова в России во время жизни
А. Д. Меншикова, так как Александр
Данилович скончался в 1729 году, а
работа Ван Дейка была привезена в
Россию в составе коллекции, при-
обретенной императрицей Екатери-
ной II, как принято считать, лишь в
1764 году из Берлина из собрания
Иоганна Эрнста Гоцковского.
Вероятность того, что портрет
А. Д. Меншикова, написанный в
Березове, мог случайно повторить
черты Томаса Пара, портреты кисти
Рубенса и Ван Дейка, ничтожно мала.
Исходя из всего вышесказанного, мы
подходим ко второму выводу, что хра-
нящийся в запасниках Государствен-
ного исторического музея портрет
есть не что иное, как портрет Томаса
Парра, а вовсе не опального князя
Александра Даниловича Меншикова
в Березовской ссылке.
Что же могло произойти на са-
мом деле? Вероятно, внешний вид
А. Д. Меншикова во время ссылки в
Березове был похож на находивший-
ся список с работы Рубенса или Ван
Дейка, который мог быть у одного из
тобольских губернаторов. Бархатный
халат любимого А. Д. Меншиковым
брусничного цвета, длинная борода,
овальная форма лица - все это дей-
ствительно делает портрет похожим
на вероятный облик ссыльного князя.
Возможно, что кому-то из тобольских
Ил. № 18. Усредненное
изображение трех предполагаемых
портретов Томаса Парра
губернаторов захотелось «создать»
такой портрет, для которого и был
использован список с работы одного
из фламандских мастеров.
Старший научный сотрудник,
хранитель Государственного истори-
ческого музея, специалист по живо-
писи XVIII века Людмила Юрьевна
Руднева, исходя из вышесказанного,
придерживается мнения, что копия
портрета А. Д. Меншикова кисти
Карла Фрока может представлять
собой мистификацию кого-либо из
московских антикваров XIX века,
по «заказу» которого был создан
этот список или сделана «историче-
ская» приписка на обратной стороне
реально существующего списка с
картины.
Изображение лица Томаса Пар-
ра действительно имеет несколько
особенностей, делающих его схо-
жим с внешностью А. Д. Меншико-
ва. Автор подробно рассматривает
эти особенности строения лица
А. Д. Меншикова ниже в статье, в
разделах, посвященных портрету
из коллекции П. И. Щукина и
сравнению малоизвестных гравиро-
ванных портретов А. Д. Меншикова.
Вкратце укажу на них: характерные
особенности строения лба (форма,
лобная залысина, лобные бугры),
схожесть расположения и строе-
ния носолобных складок, складок
верхнего и нижнего век, форма
носа. Возможно, эта типажная
схожесть портретируемых лиц и
привела в свое время к ошибочному
заключению о том, что на портре-
те кисти К. И. Фрока изображен
А. Д. Меншиков.
Однако, исходя из сделанных
уже выводов, перед нами встает
Фототаблица № 1
Сравнение носогубной области лица у портретируемых персон: (слева
направо) Старина Парр (Рубенс), Томас Парр (Поули), Старик (Ван Дейк)
39
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 38 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст