Н
еизвестное об известном
40
другой важный вопрос: что же пред-
ставляет собой картина «Голова ста-
рика» кисти Ван Дейка, хранящаяся
в Государственном Эрмитаже?
При сравнении гравированно-
го портрета Томаса Парра из На-
циональной портретной галереи в
Лондоне с двумя рассматриваемыми
выше портретами я обратил внима-
ние, что нос и переносица лица на
гравюре практически повторяют
эти черты персонажа с портрета из
галереи Нельсона:
Однако овал глаз, форма бороды
и усов, мягкость изображения черт
лица на гравюре ближе к портрету
из Эрмитажа. Таким образом, по
моему мнению, гравюра представ-
ляет собой усредненное повторение
черт с обоих портретов. Однако нам
известно, что гравюра выполнена
Дж. Паули с драйпойнта самого Ру-
бенса26. Получается, что Рубенс ра-
ботал, видя перед собой оба портре-
та? C другой стороны, известно, что
Питер Пауль Рубенс писал копии с
портретов кисти Ван Дейка. Извест-
на, например, копия кисти Рубенса
с его собственного портрета кисти
Ван Дейка, хранящаяся в собрании
герцога Буклеха и Квинсберри (The
Duke of Buccleuch and Queensberry)
в Богтон Хаус (Boughton House) в
Нортхэмптоншире, в Англии.
Так кто же из них первым создал
портрет Томаса Парра? Рубенс или
Ван Дейк? Действительно ли в Го-
сударственном Эрмитаже хранится
работа кисти Ван Дейка, а не Рубен-
са? Зачем Ван-Дейку делать версию
с портрета Томаса Парра кисти свое-
го учителя Рубенса, притом, что он
написал еще один самостоятельный
и, возможно, более выразительный
портрет Старины Парра, который
хранится в Дрезденской галерее?
(ил. № 19).
На обратной стороне картины
описывается история жизни Парра
и история создания картины. На-
лицо определенное типологическое
сходство портретируемых лиц,
несмотря на другой ракурс изобра-
жения и отличия в форме и размере
бороды. Однако манера изображе-
ния отличается от уже рассмотрен-
ных портретов. На этом портрете
Томас Парр написан гораздо более
технично, живо, в сложной игре
света, придающей портрету гораздо
большее объемное звучание.
Не может ли портрет «Голова
старика», хранящийся в Государ-
Ил. № 19. Портрет Томаса Пара.
Антон Ван Дейк.
Дрезденская
галерея. Дрезден. Масло, холст на
дереве. 64,5 х 52 см. Овал
ственном Эрмитаже, также при-
надлежать кисти Рубенса, а не Ван
Дейка, как считается в настоящее
время?
Неожиданный ответ на этот
вопрос может дать ответ на запрос
автора в Музей Нельсона-Аткинса
по поводу портрета Томаса Парра.
В сопроводительной документации
на портрет Томаса Парра кисти
П. П. Рубенса указано27:
«Копия или другая версия дан-
ной работы находится в Эрмитаже в
Ленинграде. При нем в документах
находится гравированная табличка
с указанием имени Рубенса и назва-
ния - “Старина Парр” (“Old Parr”).
Происхождение этой таблички не-
известно. Она имеет определенное
стилистическое сходство с таблич-
кой на нашей картине.
..»
В письме от известного исто-
рика искусства и исследователя
творчества Рубенса и Ван Дейка Лео
Ван Пювельде (Leo Van Puyvelde,
1882-1965), упоминаемом в доку-
ментации, картина относится к 1620
году. Ван Пювельде идет дальше и
говорит, что портрет Томаса Парра
исполнен Ван Дейком (картины
которого находятся соответственно
в Ленинграде и Дрездене) и дати-
руется примерно 1622 годом. Ниже
приводится копия части оригинала
документации из музея с информа-
цией (ил. № 20).
Возможно, в путанице, кроме
письма Ван Пювельде, повинны
взгляды периода сомнений от-
носительно авторства картины из
галереи Нельсона. Видимо, об этом
в то же время узнали и в Эрмитаже
в Санкт-Петербурге. Эта ситуация
может послужить поводом к более
тщательной экспертизе с целью
установления авторства картины
«Голова старика», хранящейся в
Государственном Эрмитаже.
Однако вернемся к портретам
А. Д. Меншикова. Занимаясь поиском
его портретов, обнаружил малоиз-
вестный портрет в альбоме «Русские
портреты» собрания Петра Ивано-
вича Щукина (1857-1912) в Москве,
третьего выпуска, изданный в Москве
в 1902 году28. Портрет № 7 в альбоме
подписан как портрет А. Д. Менши-
кова. Одновременно в том же альбоме
были обнаружены женские портреты
за № 27 и № 28, обозначенные как
портреты «Марии Александровны
Меншиковой» и «Александры Алек-
сандровны Меншиковой».
Я постарался разыскать эти
портреты. Известно, что по воле
П. И. Щукина в 1905 году его худо-
жественные коллекции были пере-
даны в Российский исторический
музей - ныне Государственный
исторический музей. Я отправил
запросы к хранителю фондов XVIII
века - старшему научному сотруд-
нику музея Л. Ю. Рудневой о на-
личии портретов в фондах музея и
получил утвердительный ответ.
Вот изображение портрета
Александра Даниловича Менши-
кова (ил. № 21).
Однако из Государственного
исторического музея была получена
информация, что эти портреты чис-
лятся как портреты неизвестных.
A copy o r o th er v e rsio n o f . th is work Is In th e Hermitage In Leningrad
There Is an engraving In .th e f i l e s given to Rubens Bnd e n title d “Old Par?
Source of th is engraving Is not a t present known.
I t b ears c e rta in
s t y l i s t i c re la tio n s h ip s to o urs.
.............................
Notes In d ica te th a t th e Kann c o lle c tio n was d isp ersed ca.
1908
and
was sold m ostly to Dpveen.
.This p o r tr a it w8s In B a c h s tltz 's hands In
1921
.
.
.
.
____
.
^
A l e t t e r from. Puyvelde In f i l e s gives the date "toward 1620"
He
S° a 8n°n
I***
the p o r tr a its o f Old P a rr made by_Van Dyck. (Leningrad
and Dresden) dpte ca. 1622.
t
V tJ
.
j .
^ ^
Ил. № 20. Выдержка из технической документации на картину П. П. Рубенса
«Старина Парр» из музея Нельсона-Аткинса
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 39 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст