Н
еизвестное об известном
Ил. № 21. Портрет № 7
А. Д. Меншикова из альбома
«Русские портреты» собрания
П. И. Щукина в Москве, изданного
в Москве в 1902 году
Рассмотрим, имеется ли пор-
третное сходство человека, изобра-
женного на представленном портре-
те, известными иконографическими
изображениями А. Д. Меншикова.
Выделим характерные основные
черты лица Меншикова и сравним
их на исследуемом портрете и на
других изображениях Александра
Даниловича. Чрезвычайный инте-
рес представляет сравнение иссле-
дуемого портрета с малоизвестными
гравюрами, рассмотренными в нача-
ле статьи. Эти гравюры интересны
тем, что несут детальное реалистич-
ное и подробное изображение лица
Александра Даниловича, включая
все уникальные лицевые склад-
ки. Сравним этот гравированный
портрет с исследуемым портре-
том из собрания П. И. Щукина.
Для контроля используем общеиз-
вестные гравированные портреты
А. Д. Меншикова, упомянутые в
Словаре Д. А. Ровинского. Сравним
все эти изображения, используя
детальное сравнения отдельных
черт лица, имеющих высокую сте-
пень индивидуальности. Принцип
сравнения основан на анализе ло-
кальных признаков наиболее харак-
терных частей лица: рта, носа, брови,
щек и скул. Подобной моделью
пользуются в криминалистических
портретных экспертизах для иден-
тификации личности29.
Стоит также в этом отноше-
нии вспомнить о работах итальян-
ского врача Джованни Морелли
(1816-1891). Морелли предложил
новый способ, который достоверно
помогает отличать подлинники кар-
тин от их копий. Знаточеский прак-
тический метод «художественной
аутопсии» Морелли явился альтер-
нативой общепринятому культурно-
историческом подходу к анализу
живописи и имел прямые параллели
с методами, которыми пользовались
патологические анатомы и кри-
миналисты. Джованни Морелли
отказался от традиционного под-
хода искусствоведов, при котором
ведущим способом атрибуции было
сравнение общего впечатления от
картин, особенностей композиции и
броских характерных черт. Морелли
утверждал, что основное внимание
следует уделять мелочам, которые
несут безусловный отпечаток инди-
видуальности художника и при этом
обычно не переносятся на копии
картин со всеми своими мелкими
отличительными чертами вслед-
ствие очевидной малозаметности. К
таким ключевым чертам Морелли,
как врач, прежде всего отнес форму
ушей, форму пальцев рук и ног. Он
тщательно выявил и зарегистриро-
вал формы ушей персонажей, при-
сутствующих в оригиналах картин,
но не в копиях, характерных для
Ботичелли, для Козимо Туры и дру-
гих. Пользуясь своим методом, он
предложил десятки и десятки новых
атрибуций для полотен в основных
картинных галереях Европы30.
Позже новый методический
подход Джованни Морелли был
развит в работах американского
искусствоведа Бернарда Берен-
сона (1865-1959), семьдесят лет
занимавшегося искусством эпохи
итальянского Возрождения. Так же
как и Морелли, Беренсон считал,
что то, что видит на картине глаз
исследователя, имеет неоспоримое
превосходство над аурой историче-
ских документальных источников
- слишком легко можно подделать
или сознательно оставить в исто-
рии искаженную документальную
информацию. Однако подделать
мелкие, не очевидные на первый
взгляд характерные черты письма
художника или изображения моде-
ли весьма сложно.
Для количественного анализа
живописных произведений Бе-
ренсон в своей работе «Rudiments
of Connoisseurship»31 установил
иерархию удельного веса ценности
элементов изображения в соответ-
ствии со степенью механистичности
и бессознательности исполнения со
стороны художника. Максимально
достоверными признаками оказа-
лись: изображения ушей, кистей
рук, складок одежды и пейзажа,
которые максимально обусловлены
привнесением в творчество лично-
го бессознательного
художника.
Менее релевантными оказались
Фототаблица № 2
Сравнение бровей и области
переносицы на исследуемых
портретных изображениях:
1. Фрагмент портрета с литографии
по рисунку И. Фридрица
2. Фрагмент портрета
с гравюры Ь J. Allаix
3.
Фрагмент портрета с гравюры
из собрания портретов, изданных
Платоном Бекетовым
4. Фрагмент портрета из собрания
П. И. Щукина (зеркальное
отображение)
5. Фрагмент портрета с гравюры
из отдела эстампов Российской
национальной библиотеки
6. Фрагмент портрета, хранящегося
в отделе «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
в Санкт-Петербурге
Белой стрелкой указаны
характерные особенности
межбровных и носолобных
складок у портретируемого лица
Белым прямоугольником
выделена область
характерного излома брови
41
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 40 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст