Н
еизвестное об известном
42
Ил. № 22. Сопоставление исследуемых портретных изображений
А. Д. Меншикова
изображения волос, рта, глаз и носа,
на форму представления которых
значительное влияние могут оказы-
вать симпатии самого художника и
вкусы эпохи. Наименее релевант-
ными признаками оказались лоб,
подбородок, изображение архитек-
турных элементов и общий колорит
картины, так как все эти элементы
в значительной степени подчиня-
ются вкусу эпохи, в которой творит
художник.
Используя теоретические осно-
вы, заложенные Морелли и Берен-
соном, я приступил к анализу пред-
полагаемых портретов Меншикова.
Все сравниваемые портреты я мас-
штабировал, приводя их к единому
масштабу по расстоянию между
зрачками (межзрачковое расстоя-
ние). Во всех случаях изображения
масштабировались пропорциональ-
но - с сохранением аспекта соот-
ношений размеров по вертикали и
горизонтали. Для упрощения ви-
зуального сравнения изображений
некоторые гравированные портреты
использованы в зеркальном отраже-
нии, чтобы получить тот же ракурс,
что и на исследуемом портрете.
На первый взгляд, сходство изо-
браженных на портретах людей весь-
ма отдаленное. Проведем детальное
сравнение отдельных частей лиц на
различных портретах. В рамках ста-
тьи трудно привести полную таблицу
сравнения лиц, так как это принято,
в частности, в криминалистической
практике при определении степени
типажной схожести. Ограничусь
сравнением лишь наиболее харак-
терных черт лица. Вот фототаблица с
наиболее интересными сравнениями
отдельных участков изображений
(Фототаблица № 2).
На приведенной фототаблице
проведено сравнение особенностей
строения носолобной области и
области бровей у портретируемых
лиц. При визуальном сравнении
изображений видна характерная
особенность носолобной складки
(отмечена белой стрелкой на изо-
бражениях). Из курса челюстно-
лицевой и пластической хирургии
известно, что гиперфункциональ-
ные кожные складки на лице фор-
мируются на рубеже 25-35 лет32. Ли-
цевые кожные складки образуются
из-за преобладания определенного
вида мимической активности на
лице. Лицевые кожные складки
с течением времени могут лишь
усиливаться, но не могут претер-
петь обратного развития, в связи с
чем для их устранения прибегают
к пластическим операциям. Таким
образом, характерный рисунок кож-
ных складок на лице может быть ис-
пользован как идентификационный
признак. В нашем случае сходство
строения носолобных и межбров-
ных складок у лиц на рассматривае-
мых портретах достаточно очевид-
но. Этот же признак присутствует
(хотя немного сглажен) на широко
известном живописном портрете
А. Д. Меншикова, находящемся на
хранении в отделе «Дворец Менши-
кова» Государственного Эрмитажа в
Санкт-Петербурге.
Другой заметный признак, при-
сутствующий на четырех из шести
изображений, - характерный излом
левой брови и форма обеих бровей.
Можно предположить, что излом
левой брови является следствием
небольшого шрама. Очень показа-
тельно, что этот небольшой космети-
ческий дефект присутствует только
на «непарадных» - реалистичных
изображениях А. Д. Меншикова:
гравюре, предположительно выпол-
ненной до 1700 года, гравюре, выпол-
ненной в период активного участия
А. Д. Меншикова в боевых действи-
ях Свейской войны и на портрете,
предположительно выполненном на
пути следования «бывшего князя» в
ссылку в Березов. На всех парадных
гравированных портретах этот кос-
метический дефект в области брови у
Александра Даниловича отсутствует,
что, впрочем, неудивительно - таково
предназначение парадных портретов.
На портрете из отдела «Дворца Мен-
шикова» Государственного Эрмитажа
этот признак немного сглажен (Фото-
таблица № 3).
При сравнении носогубной
области у портретируемых лиц за-
метно визуальное сходство высоты
и рисунка верхней губы, сходство
полноты нижней губы (кроме изо-
бражения № 2), характерная гипер-
функциональная кожная складка
в угла рта («ямочка») и сходство
подносовой и подбородочнощечных
складок.
Фототаблица № 3
Сравнение носогубной области переносицы на исследуемых
портретных изображениях:
1. Фрагмент портрета с литографии по рисунку И. Фридрица
2. Фрагмент портрета с гравюры из собрания портретов,
издаваемых Платоном Бекетовым
3. Фрагмент портрета с гравюры б J. Allаix
4. Фрагмент портрета из собрания П. И. Щукина (зеркальное отображение)
5. Фрагмент портрета с гравюры из отдела эстампов
Национальной публичной библиотеки
6. Фрагмент портрета из отдела «Дворец Меншикова»
Государственного Эрмитажа
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 41 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст