Н
еизвестное об известном
44
ваемых лиц полностью совпадают.
Отличается положение бровей и
спинки и крыльев носа. Брови на
гравюре расположены выше, так как
на живописном портрете они больше
насуплены. Искривление спинки
носа на живописном портрете и более
низкое положение кончика носа так-
же имеет свои объяснения. Это можно
объяснить как полученной травмой
во время боевых действий Северной
войны (либо непосредственно во
время следования в ссылку в Гнилой
Березов), так и характерными воз-
растными изменениями, при которых
кончик носа утолщается и немного
отвисает вниз за счет ослабления
межхрящевых связей в скелете носа.
Заметим, что на рассматривае-
мых выше портретах Томаса Парра
кисти Рубенса и резца Поули у героя
картин имеется совершенно схожее
приобретенное изменение строения
носа. На портрете кисти Ван Дейка
имеется лишь намек на искривление
носа у портретируемого лица.
По моему мнению, исходя из
приведенных выше аргументов,
портрет из коллекции П. И. Щукина
может представлять собой портрет
А. Д. Меншикова, сделанный по
указанию тобольского губернатора
князя Михаила Владимировича
Долгорукова 15-16 июля 1728 года
во время пребывания А. Д. Менши-
кова в Тобольске на пути в Березов.
Как известно, 17 июля 1728 года семья
А. Д. Меншикова под караулом продол-
жила свой путь по воде в Березов33.
Письмо на картине достаточ-
но тщательное, хорошо отражена
игра света и тени. Однако имеются
ошибки в пропорциях, перспективе
и анатомическом построении лица
портретируемого. Это может быть
обусловлено сжатыми сроками, в
которые писался портрет. Несмотря
на ошибки, художником удачно
схвачено психологическое состоя-
ние портретируемого человека:
сильные внутренние переживания,
отголоски пережитого горя, и в то же
время - еще достаточная внутрен-
няя сила, упорство характера.
Известно, что А. Д. Меншиков от-
пустил бороду во время проживания
в Березове. На пути в Березов он еще,
вероятно, брил бороду. На представ-
ленной картине мы видим «трехднев-
ную» щетину портретируемого.
Таким образом, исходя из срав-
нения образов на портретах, следует,
что между изображениями на при-
знанных портретах А. Д. Меншикова
и изображением человека на портрете
из коллекции П. И. Щукина имеется
типажное сходство большой степе-
ни. В совокупности с субъективным
ощущением внешнего сходства лиц,
изображенных на портретах, с боль-
шой долей вероятности можно счи-
тать, что перед нами - изображение
А. Д. Меншикова во время этапи-
рования его в Березов. Вряд ли в
свой петербургский период жизни
Меншиков позволил бы делать с себя
подобный портрет. Художник же,
способный его выполнить, с гораздо
большей вероятностью находился в
Тобольске - «столице» Сибири, чем,
например, в Березове.
1
Калязина Н. В. Материалы к иконографии А. Д. Меншикова: Прижизненные
портреты / / Культура и искусство Петровского времени: Публикации и исследования.
Л., 1977. С. 70-87; Калязина Н. В. К истории русского портретного искусства первой
трети XVIII в.: (жен. портр. семьи кн. А. Д. Меншикова) / / Памятники культуры. Новые
открытия: письменность, искусство, археология: ежегодник, 1994 / РАН, Науч. совет по
истории мировой культуры. М.: Наука, 1996. С. 233-240.
2
Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.,
1887, Т. II (Е-О) С. 1272-1275.
3 Греч А. Н. Венок усадьбам. М.: Аст-пресс книга, 2006.
4 Полевой Н. А. Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев
от времен Императора Петра Великого до царствования Императора Николая Первого.
СПб., 1845. Вкладка. C. 56-57.
5 Белинский В. Г. ПСС. Т. IX. М., 1955. С. 131.
6 Кеменов В. С. В. И. Суриков, Историческая живопись 1870-1890. М.: Искусство,
1987. C. 255.
7 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.,
1887. Т. III. С. 1553.
8 Кеменов В. С. Указ. соч. С. 217.
9 Ровинский Д. А. Указ. соч.
10 Гистория свейской войны (Поденная записка Петра Великого) / Сост. Т. С. Май-
кова. Вып. 1. М.: Кругъ, 2004. С. 233.
11 Богословский М. М. Петр I / Материалы для биографии. М.: Центрполиграф,
2007. Т. II. C. 330-331.
12 Там же. C. 329.
13 Там же. C. 334.
14 Там же. C. 334.
15 Гузевич Д., Гузевич И. Первое европейское путешествие царя Петра / Аналитическая
библиография за три столетия 1697-2006. СПб.: Феникс; Дмитрий Буланин, 2008. С. 36.
16 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.,
1887. Т. II. С. 1274.
17 Перов В. Г. Нечто в роде легенды о портрете князя Александра Даниловича Мень-
щикова / / Художественный журнал. СПб., март 1881. С. 184-188.
18 Rooses, «L’Oeuvre de P. P. Rubens». Jos. Maes.1890. V. 4. P. 230.
19 Encyclopedia Britannica. 11th Edition, Vo. 20, P. 862.
20 Демкин А. Перевод сопроводительной документации к портрету Томаса Парра кисти
П. П. Рубенса из коллекции музея Нельсона-Аткинса. Канзас-Сити, Миссури, США, 2007.
21 Goris J-A. & Held J.S. Rubens in America, Pantheon, New York, N.Y., 1947. P. 28.
22 Eric Larsen. P. P. Rubens. Antwerp. De Sikkel., 1952. P. 215.
23 W.R. Nelson Trust, Kansas City; «Art News», February 21, 1931, V. 29. P. 3; «Art
Digest», May 15, 1931. V. 5 (обложка издания); New York Times, Rotogravure Section,
March 1, 1931.
24 http://wwwinpg.org.uk/collections/search/portrait. php?search=sp&sText=D5468&rNo=0
25 Кравчинская А. С. Современное состояние и перспективы развития экспертного
отождествления личности методом фотосовмещения / / Рефераты научных сообщений
на теоретическом семинаре - криминалистических чтениях. 5 августа 1976 года. М.,
1976. Вып. 12. С. 3-17.
27 Демкин А. Перевод сопроводительной документации к портрету Томаса Парра, кисти
П. П. Рубенса из коллекции музея Нельсона-Аткинса. Канзас-Сити, Миссури, США, 2007.
28 «Русские Портреты» собрания П. И. Щукина в Москве. Выпуск 3-й. М., 1902
29 Судебная медицина / Под ред. В. И. Прозоровского. М.: Юридическая литература, 1968.
30 Die Galerien Borghese und Doria Panfili in Rom Ivan Lermolieff Leipzig Brockhaus
1890, Kunstkritische Studien über italienische Malerei : die Galerien zu München und Dresden
Ivan Lermolieff, ps. van Giovanni Morelli. Leipzig : Brockhaus, 1891. Die Galerie zu Berlin.
Ivan Lermolieff Leipzig Brockhaus 1893).
31 Bernard Berenson. Rudiments of connoisseurship: study and criticism of Italian art.
New York, Schocken Books. 1962.
32 Белоусов А. Е. Пластическая, реконструктивная и эстетическая хирургия. СПб.:
Гиппократ, 1998.
33 Есипов Г. В. Ссылка князя Меншикова. «Отечественные записки». СПб., 1861.
Кн. 3. С. 85.
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 43 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст