М
Л ± )
узеи Петербурга
С . О . К у з н е ц о в
В поисках Греческой комнаты.
Зап и ски участ ника реставрации
Строгоновского дома
В истории реставрации Строга-
новского дома нет, пожалуй, более
сложного места, чем так называе-
мая Греческая комната, о которой
до конца 1990-х годов никто из
исследователей исторического
здания не имел какого-либо пред-
ставления. Интригующее название
интерьера стало известно случайно
в период мучительных раздумий
над тем, как и что именно восста-
навливать в весьма банальном, на
первый взгляд и по меркам такого
шедевра, интерьере в юго-западном
углу дома. При ближайшем рас-
смотрении, правда, при довольно
типичном для необарокко узоре
плафона, панелях и эффектном,
но не оригинальном, как впослед-
ствии оказалось, камине, он имел
два паркета и две отделки, причем
одна из них, в классическом духе,
продолжалась в темном коридоре,
который примыкал к залу. Не могу
сказать, что я был Колумбом этой
скрытой страницы интерьера: молва
приписала В. А. Гусеву, директору
Русского музея и энтузиасту вос-
становления Строгоновского дома,
резкий рывок рукой фанеры, за
которой обнажилась конструкция,
скрывавшая плохо сохранившиеся
рельефы. В доме, одним из создате-
лей которого был А. Н. Воронихин,
подобная находка не могла быть сен-
сацией. Повсюду, в соседних залах,
а также в так называемом Кабинете
графа А. С. Строгонова, главного
создателя здания, и даже на чердаке,
как свидетельства былой отделки,
существовали подобные компози-
ции. Ему же, А. Н. Воронихину, на
первый взгляд, принадлежал один
из паркетов, а именно тот, что был
ближе к коридору и примыкал к об-
наруженной отделке. Все как будто
бы сходилось к фигуре знамени-
того мастера, но существовал план
парадного этажа Строгоновского
дома, на котором зала подобных
пропорций не существовало. План
не датирован. Однако некоторые
соображения, которые увели бы нас
слишком далеко от и так довольно
сложного предмета статьи, позволя-
ют приписать его И. Шарлеманю и
датировать 1833 годом, то есть вре-
менем, отстоящим на двадцать лет
от смерти Воронихина. Следовало
думать. Много думать.
Приписать паркет тому или
иному архитектору дело весьма
рискованное. Один из них в ис-
следуемой Проходной гостиной
(в свое время будет сделано объ-
яснение подобному названию) был
более простым (ромбы с кругами в
центре квадратов), второй - более
сложным, сделанным с использова-
нием пальмы и палисандра: в центре
большой двойной восьмиугольник,
в который вписан ромб. С четырех
сторон он окружен фризом с эл-
липсами. Только спустя примерно
десять лет после обнаружения за-
гадочной отделки оказалось, что
первый можно связать с Греческой
комнатой, созданной, вероятно,
А. Н. Воронихиным в начале XIX
века. Ее название, и только назва-
ние, было нами обнаружено в 1997
году на обороте одной из крошеч-
ных акварелей того подразделения
Государственного Русского музея,
который в настоящее время носит
название «Отдел рисунка и акваре-
ли». Обсуждаемый рисунок входит
в уникальную проектную сюиту,
которая занимает девять страниц
в личном альбоме графини Софьи
Владимировны Строгоновой, су-
пруги графа Павла Александровича,
наряду с иными частными картин-
ками, представляющими обыден-
ную жизнь семьи. Можно было
бы, вероятно, сказать, что перед
нами типичный альбом сентимен-
тальной эпохи. Но может ли быть
обычным зеркало души, которым,
без сомнения, является личный
альбом?! Да, здесь нет пушкинских
стихов, но есть эти картинки, ко-
торые сразу выделяют памятник в
ряду других подобных свидетельств
эпохи. Указанные девять страниц,
разумеется, были известны - со-
брание отдела рисунка и акварели
ГРМ давнее. Предполагалось, что
рисунки изображают комнаты в Ма-
рьино, усадьбе графини близ Тосно,
и принадлежат, может быть, руке
И. Ф. Колодина - малоизвестного
архитектора строгоновской семьи,
одного из строителей упомянутой
усадьбы.
Упоминание на планах, при-
ложенных к перспективным видам
комнат, имен - Аглаиды и Василия
Сергеевича и, главное, сопоставле-
Западный корпус Строгоновского дома.
Фрагмент проекта Ф. Б. Растрелли. 1753. РГИА
45
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 44 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст