М
узеи Петербурга
46
Западный корпус Строгановского
дома.
Фрагмент проекта
А. Н. Воронихина. 1804 г. НИМ РАХ
ние малых планов с большими, то
есть с теми, что представляют про-
ект расположения апартаментов в
западном корпусе Строгоновского
дома, позволило заключить, что
перед нами апартаменты второй
дочери Софьи Владимировны и
ее мужа, представителя не самой
богатой ветви древнего рода Голи-
цыных. Поэтажные планы были
известны ранее акварелей, попав
в приложение к Исторической
справке о здании 1990 года (автор -
Ю. В. Трубинов). В ней, кстати, Гре-
ческая комната не числилась. Планы
столь же уникальны, как и акварели,
поскольку каждая из комнат на них
обозначена тем же цветом, что впо-
следствии доминировал в ее отделке.
Их исполнителем был скорее всего
некто, кто ассистировал Росси.
Свадьба графини и князя, как
удалось установить по переписке
братьев Булгаковых, проходила в
1821 году. Хотя картинки не подпи-
саны, некоторые детали в сочетании
с необыкновенным художествен-
ным качеством маленьких шедевров
позволили предположить, что Карл
Росси имел честь исполнять рису-
ночки (размер 8 на 10 сантиметров)
для совершенно конкретного альбо-
ма. И он стал вечным хранилищем
проектов апартаментов второй и,
может быть, особо любимой дочери
С.
В. Строгоновой, причем комнаты,
помимо всего прочего, стали, веро-
ятно, одним из самых оригинальных
приданых в российской истории.
Листы необычны и с точки зрения
методики архитектурного проекти-
рования, ибо мы имеем дело с едва
ли ни уникальной демонстрацией
заказчику возможного результата
предстоявших работ: перспектив-
ные виды с двух противоположных
точек и тщательнейшая разработка
абсолютно всех элементов комнаты,
вплоть до термометра, позволяла
представить будущие апартаменты
исключительно точно. Это важно,
ибо именно трудность представ-
ления только с помощью планов
или разверток стен была причиной
множества конфликтов между
заказчиком и исполнителем. На
акварелях Росси не хватает, по-
жалуй, только человеческих фигур
для масштаба: в результате комнаты
кажутся значительнее, чем они были
на самом деле. Это, впрочем, повы-
шало реноме мастера, который ис-
полнял такие масштабные работы,
как завершение Дворцовой площади
в Петербурге или ансамбль Михай-
ловской площади и Михайловской
улицы (там же). Единственный
аналог, от которого, возможно, и от-
талкивался Росси, это демонстрация
будущего вида Парадной столовой
в Строгоновском доме, исполненная
Западный корпус Строгоновского дома.
Фрагмент обмерного чертежа И. Шарлеманя. 1833 г. РГАДА
в 1793 году А. Н. Воронихиным. Он
также сочинил перспективу - на
листе бумаги большего размера
только одну и не столь тщательно
разработанную.
Проекты Росси определенно
не были воплощены в жизнь в со-
ответствии с авторским замыслом,
который остался для нас чем-то
подобным учебному пособию -
идеальным примером решения ам-
пирного интерьера, без включения
ранних или позднейших отделок и
без следов пребывания хозяев. Все
строго, слишком строго, поставлено
по воле архитектора. Есть причина,
по которой не стоит особенно жалеть
о том, что мы не можем проникнуть
в 1820-е годы и увидеть интерье-
ры, - их реальное воплощение явно
разрушило бы силу впечатления от
проекта. В нашем распоряжении план
парадного этажа здания, который был
исполнен Иосифом Шарлеманем в
1833 году и который показывает
иное расположение печей - сви-
детельство того, что проект был
принят заказчиком с изменениями.
Число их стало больше, что понятно:
комнаты были жилыми. Этим была
продолжена традиция, заложенная
А. Н. Воронихиным, впервые при-
способившим второй этаж под оби-
таемые покои. При Ф. Б. Растрелли,
создавшем существующий трехэтаж-
ный дом, на втором этаже - piano
nobile - находились только гостиные,
а маленькие спальни хозяев и гостей
помещались на третьем этаже.
План И. Шарлеманя мог ока-
заться единственным свидетель-
ством существования апартамен-
тов, которые увидеть в настоящий
момент невозможно. В какой-то
момент может даже показаться, что
это был фантом - настолько далек
сегодняшний вид залов от акварелей
Росси. Тем не менее чудесным об-
разом один паркет сохранился. Он
был сделан для Туалетной комнаты
Аглаиды Павловны и является тем
самым, что примыкает к паркету
Греческой комнаты, то есть явля-
ется вторым паркетом Проходного
кабинета, с которого я начал свой
рассказ. Все соответствует проекту,
только звезды в углах добавлены.
Сохранился, за дверным косяком,
и кусочек алого атласа, которым она
была убрана.
Автор шедевров не только
тщательно разработал наполнение
комнат, но и в ряде случаев указал
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 45 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст