етербуржцы и петербурженки
«Голландский»
и
«сибирский»
портреты
князя А
Д .
Меншикова
А.
Ю . Еп атко
Когда исследователь обраща-
ется к иконографии какого-либо
известного лица, как правило, он на-
ходит наиболее подробный матери-
ал, освещающий вторую половину
жизни своего героя. Это и понятно:
известный человек всегда был на
виду. Его спешили увековечить
художники и граверы, скульпторы
и рисовальщики, и даже мастера
штемпельного дела.
..
Одна из немногих таких фигур,
которая не попадает под это «пра-
вило», - князь А. Д. Меншиков.
Его загадочное происхождение
(о которое столько сломано «ко-
пий») и ссылка в Сибирь и создают
тот существенный пробел в иконо-
графии князя, с которым сталки-
вается любой историк, решивший
прикоснуться к биографии главного
фаворита Петра I.
Так сложилось, что первые и по-
следние годы жизни А. Д. Меншикова
остались скрытыми от глаз художни-
ков. Мы не знаем, как выглядел пер-
вый губернатор Санкт-Петербурга
в юном возрасте, и спорим о том,
каким был А. Д. Меншиков в свой
последний - «березовский» - период.
Дефицит иконографических материа-
лов и породил серию фантастических
портретов и гравюр, освещавших два
самых «туманных» периода жизни
светлейшего князя.
Исследователь Петровской
эпохи Н. В. Калязина отмечала, что
всего известно тринадцать прижиз-
ненных портретных изображений
А. Д. Меншикова: три живописных,
одно скульптурное, семь гравиро-
ванных и две миниатюры1. Неко-
торые из них стали почти хресто-
матийными, как, например, бюст
А. Д. Меншикова работы Б. Рас-
трелли. Другие портреты не менее
известны - над ними работали такие
знаменитые мастера, как И. Г. Тан-
науэр, П. Пикарт, А. Ф. Зубов.
Мы же хотим коснуться
двух портретных изображений
А. Д. Меншикова, один из которых
выполнен малоизвестным в России
художником, а авторство второго
пока остается загадкой. Любопыт-
но, что написаны они с разницей
более чем в три десятилетия и, по
всей видимости, являются первым
Михил ван Мюсхер.
«Портрет сержанта
Преображенского полка
А. Д. Меншикова».
1697 г. Частное собрание
и последним прижизненными пор-
третами князя.
В свое время Н. В. Калязина вы-
сказала предположение, что самым
ранним из портретных изображений
ближайшего сподвижника Петра I
можно считать гравюру П. Пикарта
«А. Д. Меншиков на коне на фоне
сражения при Калише», которая
датируется 1707 годом. Гравюра
выполнена в характерной манере за-
падноевропейского парадного пор-
трета. А. Д. Меншиков изображен в
рыцарских латах, на вздыбленном
коне. Исследовательница признает,
что «гравюра исполнена мастерски
и выразительна во всех деталях,
за исключением лица Меншико-
ва, данного довольно условно»2.
«Вид города Березова в XVIII столетии».
С грав. XVIII в.
5
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 4 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст