М
узеи Петербурга
50
торая была подвергнута значитель-
ной реконструкции. Фасады были
исполнены П. С. Садовниковым в
стиле необарокко. Интерьеры делал
он же, но лишь до того момента, когда
оплата осуществлялась ее матерью
графиней Софьей Владимиров-
ной. Думается, это обстоятельство
существенно для нашей истории и
равно пиетету перед матерью. Свет-
лейшая княгиня была одержима
идеей историзма, и потому после
смерти матери в 1845 году на смену
П. С. Садовникову пришел Гаральд
Боссе. Новый зодчий блестяще ис-
полнил свою задачу, оставив в непри-
косновенности (уже законченную?)
Парадную спальню и, главное для
нас, убрав в Проходной гостиной
отделку своего предшественника за
щиты. Пол был застлан ковром, что
сохранило паркет А. Н. Воронихина.
Вывод был следующим: увольнение
Садовникова после смерти графини
Софьи Владимировны стало при-
чиной остановки работ, готовых в
разной степени или измененных в
разной степени Г. Боссе.
Прошло еще несколько лет
после 1865 года, и какой-то архи-
тектор, весьма возможно тот же
Г. Боссе, возвратился к планировке
Ф. Б. Растрелли, правда, на этот раз
вместо лестницы был сделан темный
коридор, который лишился теперь
камина, для перехода из Большой
гостиной в Кабинет. Имя Г. Боссе
приходит на ум потому, что камин,
занимающий центр западной стены,
использовался в других его инте-
рьерах, например, в Михайловке.
С другой стороны, здесь также есть
какая-то загадка, поскольку подоб-
ное беломраморное сооружение мы
находим в доме графа П. С. Стро-
гонова в доме на Сергиевской. Там
автором всех мраморных работ был
итальянский скульптор Вела.
Можно предположить, что бли-
зость шумной и холодной лестницы
оказалась неприятной для светлей-
шей княгини Елизаветы Павловны.
Остается гадать, стала ли переделка
прежней изумительной Туалетной
княгини Аглаиды Павловны воз-
можной только после ее смерти,
последовавшей в 1872 году, или
существовали другие причины. В
результате одни рельефы так и оста-
лись за щитами, другие, в коридоре,
остались доступными для осмотра,
хотя и несколько повредились. Ис-
кусственный мрамор со временем
был почти утрачен. Так появился
третий паркет зала, и вся история
была запутана еще больше. Кстати,
декорация Большой гостиной была
также изменена. Из подлинных де-
талей сохранились только четыре
карниза над окнами.
В итоге Проходная гостиная пе-
режила шесть этапов становления. Го-
стиная, интерьер которой был создан
Ф. Б. Растрелли в 1753-1754 годах,
впоследствии неоднократно меняла
свои размеры, прежде чем вернулась к
первоначальным. На месте коридора,
который при последних владельцах
соединял Большую гостиную с ка-
бинетом, при Ф. Б. Растрелли суще-
ствовала лестница, объединявшая все
три этажа здания. Именно она воспре-
пятствовала связи между западным
и южным корпусами, построенными
А. Н. Воронихиным в 1804-1805
годах. Тогда в качестве последнего
зала внутренней анфилады запад-
ного корпуса появилась Приемная
графини С. В. Строгоновой, которую
владельцы, вероятно, из-за особен-
ностей отделки, именовали Греческой
комнатой. Ее паркет скопирован при
реставрации, и он позволяет судить
о габаритах интерьера, занимавше-
го примерно половину гостиной
Ф. Б. Растрелли. Вторая ее часть с
момента воронихинской переделки
служила Туалетной графа П. А. Стро-
ганова. Впоследствии она сохранила
свою функцию, но получила новую
отделку по проекту К. Росси, кото-
рому было поручено устроить апар-
таменты Аглаиды Павловны Стро-
гоновой, в замужестве княгини Голи-
цыной. Греческая комната осталась
неизменной до 1840-х годов, когда
П. С. Садовников для светлейшей
княгини Е. П. Салтыковой, урож-
денной княгини Строгоновой, от-
делал первый вариант Гостиной в
классицистическом духе, исполь-
зовав дополнительно пространство
лестницы, вынесенной им за фасад. В
скором времени (до 1865 г.) отделку
завершил, значительно изменив ее,
Г. Боссе. Он не уничтожил, а закрыл
искусственный мрамор и академи-
ческие рельефы, использованные
его предшественником, тканью. На
полу оказался ковер, сохранивший
прежний паркет. Спустя еще какое-
то время был, наконец, устроен
темный коридор, а размеры Гостиной
вернулись к тем, что существовали
при Ф. Б. Растрелли. В ней, пытаясь
интерпретировать наследие барокко,
установили существующий камин,
золоченые панели и заново офор-
мили плафон. Только после этой
работы, проведенной, возможно, тем
же Г. Боссе после смерти в 1872 году
светлейшей княгини Елизаветы Пав-
ловны, эта часть дома получила свой
окончательный вид при владельцах.
После уяснения истории зала
возник вопрос о том, что сделать для
наилучшего понимания зрителем
необыкновенной истории. Было
предложено три варианта. Наибо-
лее радикальным было устранение
стенки коридора и создание про-
странства, которое теперь именует-
ся Греческой комнатой. Что и было
осуществлено. Процесс создания
экспозиции оказался столь же
мучительным и длительным. Он
еще не завершен до конца. Внача-
ле, в 2005 года, были поставлены
скульптуры В. А. Беклемишева
(«Мальчик», 1890) и М. П. Попова
(«Неаполитанский рыбак», 1872),
но затем решение было изменено.
В настоящий момент в зале присут-
ствует живописный портрет графа
С. Г. Строгонова кисти К. Маков-
ского. Там, где была Греческая
комната, находится скульптурный
бюст С. В. Строгоновой работы
А. Р. Марешаля. Окончательного
решения, повторим, пока нет. Ве-
роятно, оно должно быть конгени-
альным пространству и быть столь
же выстраданным, как и восста-
новление архитектурной истории,
которая подарила такое множество
открытий. Были фактически заново
созданы биографии И. Ф. Колодина,
П. С. Строгонова и Е. П. Салтыко-
вой, проанализировано содержание
двух альбомов (С. В. Строгоновой
и В. А. Бианки). Греческая комната
пока не обнаружена. Поиски про-
должаются.
1
Кузнецов С. Дворец и его архитектора / / Наше наследие. 2001. № 59-60.
С. 32-33.
2
Кузнецов С. О. Граф П. С. Строгонов - рисовальщик, коллекционер и меценат.
Опыт краткой биографии / / Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные
науки». Вып. 4 (44). Тамбов, 2006. С. 423-426.
3 Кузнецов С. О. Примерка бабушкиного платья. Строгоновское необарокко / /
Реликвия. 2003. № 1. С. 36-43.
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 49 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст