М
Л
± )
узеи Петербурга
«Раньше я считал, что самая
интересная история - это история
Древнего Рима. А теперь я знаю,
что самая интересная история - это
история России Х1Х-ХХ веков.
..».
Эти строчки из отзыва петербург-
ского школьника после посещения
Детского исторического музея
- дорогая и заслуженная оценка,
данная юным посетителем нашим
музейным педагогам.
В конце прошлого 2008 года по-
сле реконструкции вновь гостепри-
имно раскрыл свои двери Детский
музейный центр исторического
воспитания на Болотной, 13. Здесь
сегодня создан ряд новых музейных
пространств, главным из которых
стала экспериментальная площад-
ка детских музейных программ
«Россия в океане истории». Играя
и исследуя музейные предметы,
посетители Детского центра смо-
гут задуматься о государственном
устройстве России, исторических
предпосылках современных со-
бытий, о своей роли в управлении
страной.
Идея государственности пред-
стает в символическом образе ко-
рабля, отправившегося в дальнее
плавание. Посетителям предлагает-
ся надеть матросский гюйс, ударить
в рынду, поднять корабельный
флаг, поставить парус и встать у
штурвала. Музейные экспонаты
создают образы трех основных мо-
делей государственного устройства,
сменивших друг друга за послед-
ние сто лет российской истории.
Это думская монархия времени
правления Николая II, Советское
государство, современная демо-
кратическая Россия. Знакомство с
ними позволяет юному посетителю
понять исторически сложившиеся
черты взаимоотношений человека
и государства.
Таким образом, успешно реша-
ется главная задача ДИМа - восхо-
ждение подрастающего поколения
по ступеням исторических знаний
от простого к более сложному уров-
ню восприятия отечественной исто-
рии, формирование у него чувства
исторической связи времен, толе-
рантности и, в конечном счете, по-
литической культуры членов демо-
кратического общества, патриотов
своего Отечества. Коллектив музея
отчетливо осознает, что перемены
в обществе происходят тогда, когда
происходят перемены в детях.
Свою задачу на современном
этапе развития российского обще-
ства коллектив музея видит не
только в том, чтобы рассказывать
об истории, а в том, чтобы на осно-
ве хранимых музеем памятников
воссоздавать подлинные события
прошлого, предоставив возмож-
ность экспонатам «говорить своим
голосом», а посетителям - делать
собственные выводы. Уход музея
от навязывания готовых политиче-
ских оценок, как это делалось ранее,
значительно увеличил доверие к
музейным экспозициям. Выставки,
основанные на подлинных экспо-
натах - свидетельствах историче-
ских событий, повышают научный
авторитет музея, способствуют
мотивации обращения посетителей
к коллекции музея, обеспечивают
ему общественную поддержку.
Так, экспонаты, рассказываю-
щие об истории советской эпохи,
приглашают к размышлению о
судьбе человека в тоталитарном
государстве, о взаимоотношениях
личности и власти и уже из глуби-
ны этих размышлений призывают,
а точнее, требуют не забывать и не
упрощать наше прошлое, не давать
памяти о прошлом раствориться в
повседневных заботах и суете.
Стационарная экспозиция «Со-
ветская эпоха: между утопией и
реальностью», выстроенная на
подлинных экспонатах, по замыслу
ее авторов, предлагает посетителю,
ни на миг не забывая о безвинных
жертвах и человеческих трагедиях,
найти достойные признательности
деяния нескольких поколений со-
ветских людей.
Подтверждением нового подхо-
да к показу истории России стала де-
ятельность филиала «Гороховая, 2»,
разместившегося в здании бывшего
Управления Санкт-Петербургского
градоначальства и столичной по-
лиции. История «Отделения по
охране общественной безопасности
и порядка» или царской «охранки»,
как ее именовали в народе, интерес-
ная и загадочная, а история КГБ
СССР - тема привлекательная,
сложная и даже в чем-то опасная
для историка-исследователя, для
музейного сотрудника сложна
вдвойне. Общеизвестно неоднознач-
ное отношение россиян к органам
госбезопасности. Экспозиционер,
разрабатывающий эту тему, публич-
но представляет на выставках свое
видение вышеназванной структуры
в жизни общества посредством до-
кументов и фотографий, семейных
реликвий и государственных актов,
писем и воспоминаний людей. И
эта музейная экспозиция должна
быть исторически объективна, бес-
пристрастна, аргументирована и
тактична. Негативное отношение
будет преодолеваться лишь в том
случае и по мере того, как и органы
госбезопасности, и общество все в
целом в более полной мере будут
руководствоваться в своей практи-
ческой деятельности приоритетом
ценностей и прав человека цивили-
зованного общества.
Популярность, которой поль-
зуется ныне музей истории по-
57
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 56 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст