М
узеи Петербурга
58
Фрагмент экспозиции выставки ГМПИР «Кто убил Николая II?».
Санкт-Петербург. 1998 г.
литической полиции и органов
государственной безопасности
России Х1Х-ХХ веков «Горохо-
вая-2», завоевывалась на выставках:
«От голубого мундира жандарма
до черной маски спецназа», «Ор-
ганы государственной безопас-
ности России против шпионажа
и терроризма», «Погоны чекиста
на женских плечах». Сегодня с
большим успехом осуществляется
перспективный выставочный про-
ект «КГБ СССР: люди, судьбы, опе-
рации». В ходе него впервые среди
открытых для широкой аудитории
музеев демонстрируются уникаль-
ные рассекреченные документы о
наиболее громких операциях со-
ветских спецслужб против шпионов
и террористов, личные вещи и доку-
менты участников событий в таких
«горячих точках», как Афганистан
и Чечня. На ежегодных историче-
ских чтениях «Гороховая, 2» уче-
ные страны, музейные и архивные
историки обсуждают самые больные
для общества темы: «Революция,
насилие, террор», «Политический
сыск в России», «Новые угрозы
государственной безопасности и
жизни граждан России», «Борьба
с терроризмом и ксенофобией» и
другие не менее острые проблемы
истории и современности.
Музейные предметы, объеди-
ненные единым замыслом в экспози-
ционное пространство, могут пода-
рить посетителю миг исторического
прозрения, дать ему возможность
составить собственное представ-
ление о моральном и аморальном,
допустимом и неприемлемом в си-
стеме взаимоотношений общества и
власти. Прикосновение посетителей
музея к культурно-историческому
наследию России способствует
выработке у них критически объ-
ективного взгляда на прошлое, без
глумления над жизнью старших
поколений, без отождествления
отношения к государству - поли-
тическому институту и отношения
к государству - Отечеству.
Успех у публики достигается
новыми подходами к созданию экс-
позиций по самым злободневным и
противоречивым проблемам рос-
сийской истории.
Даже в трудные 1990-е годы,
в условиях почти полного отсут-
ствия финансирования, научный
коллектив не ослабил своего твор-
ческого поиска. Результатом яви-
лось создание ряда новаторских
экспозиционно-выставочных проек-
тов. На экспозиции «Воспоминание
о будущем? Россия в 1917 и начале
1990-х гг.» мы впервые в музейной
практике применили метод истори-
ческих параллелей, который до это-
го был в ходу в основном у публици-
стов. Сопоставление двух перелом-
ных кризисных эпох способствовало
лучшему пониманию посетителем
как прошлого, так и современно-
сти. Выставка-инсталляция «Кто
убил Николая II?» создавалась в
1998 году как юбилейный проект
к 80-летию гибели семьи послед-
него российского императора и
торжественному перезахоронению
ее останков в Петропавловском
соборе и не планировалась для дли-
тельного экспонирования. Однако
неожиданно даже для авторов она
стала чемпионом по посещаемости
среди других экспозиций ГМПИР,
и по настойчивым просьбам посе-
тителей, особенно учителей и пре-
подавателей, ее работа несколько
раз продлевалась. В результате,
выставка работала почти пять лет и
пользовалась неизменным успехом
у гостей музея. На рубеже веков,
когда особую актуальность приобре-
ла тема фаворитов при слабой вер-
ховной власти, музейщики взялись
за совершенно необычный проект
«Дьявол или пророк? Г. Е. Распутин
в судьбе России». Располагая в кол-
лекции рядом раритетов, связанных
с этой скандальной личностью, и
пополнив их архивными разыска-
ниями, авторы сумели создать ори-
гинальное музейное произведение,
где главным стал анализ феномена
распутинщины как социального
явления. Выставка несколько лет
демонстрировалась на основной
площадке музея, а ее «разъездной
вариант» мы с успехом показали
посетителям ряда российских го-
родов.
В последние десятилетия му-
зейные выставки экспонировались
не только во многих городах России,
но и в ряде стран Европы, Азии и
Латинской Америки: в том числе в
Финляндии, Польше, Италии, Нор-
вегии, Германии, Великобритании,
Югославии, Вьетнаме, Афганиста-
не, Северной Корее и Никарагуа.
Особое место в собирательской
и выставочной деятельности музея
в последние годы занимала тема
политических репрессий. Создав
полноценную коллекцию материа-
лов об одной из самых трагических
страниц советской истории, музей
своими выставками активно напо-
минает обществу, что есть события,
которые надо помнить вечно, чтобы
не допустить их повторения. Без со-
хранения памяти о беспрецедентных
преступлениях сталинского режима
будущим поколениям не построить
гражданского общества. Тема по-
литических репрессий не может
и не должна оставаться в архивах
КГБ-ФСБ. В стране без правдивой
истории место правды занимают
мифы. Музейные коллекции по-
зволяют проливать свет на эти, еще
не до конца открытые страницы,
истории. В настоящее время работа
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 57 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст