М
Л±)
узеи Петербурга
над этой темой значительно углуби-
лась содержательно и расширилась
географически.
В 2004 году приказом Министра
культуры Российской Федерации в
состав музея на правах филиалов
включены государственные мемо-
риальные комплексы «Медное» под
Тверью, и «Катынь» под Смолен-
ском. В центре внимания созданных
в мемориалах экспозиций - судьбы
тысяч репрессированных и уничто-
женных в годы сталинского террора
советских людей, принадлежавших
к различным социальным кате-
гориям населения, а также тысяч
польских военнопленных, безвинно
расстрелянных по сталинскому при-
казу весной 1940 года.
В настоящее время хронологи-
чески коллекция музея охватывает
период российской истории, начи-
ная от царствования Екатерины II до
самых последних событий полити-
ческой жизни сегодняшней России,
и ее формирование не прекращается
ни на один день. Иначе говоря, Го-
сударственный музей политической
истории России - это современный
историко-политический музей с от-
крытым финалом.
Российскому обществу не-
безынтересно и небесполезно, на-
чав отсчет времени XXI столетия,
оглянуться на пройденный Россией
путь. Оглянуться и попытаться
понять, чем жили и о чем мечта-
ли наши предки, что было глав-
ным, определяющим в настроении
многих поколений российских
людей. Исторический музей по-
добен сценаристу, обладающему
высокой степенью ответственности
перед обществом. Он - активная
социальная структура общества.
Он сам вбирает в свою коллекцию
из контекста эпохи свидетельства
наиболее значимых событий, сам
составляет список действующих
лиц и пишет сценарий для своего
музейного спектакля, режиссером
которого выступает История.
Без политической культуры
всего общества, вне идеи воспита-
ния в политике обществу остаются
только две альтернативы: деспотизм
или охлократия. Ни тот, ни другой
путь, как представляется, не могут
являться выбором для современно-
го российского общества. Именно в
силу этого миссия музея состоит в
том, чтобы способствовать форми-
рованию политической культуры
россиян средствами музейной ком-
муникации.
Накопленный за последние
годы опыт позволил коллективу
музея приступить к реализации
не имеющей аналогов в России,
уникальной по содержанию и ори-
гинальной по образному решению
экспозиции “Личность и власть в
России. Российская империя. Со-
ветский Союз. Российская Феде-
рация.
.. (конец XVIII в. - начало
XXI в .)”. Она будет призвана
играть роль своеобразного «ядра»
во всей системе создаваемых и
действующих сегодня экспозиций
и выставок.
Есть основания полагать, что
через несколько лет масштабное
музейное полотно предстанет перед
публикой. Возможно, создание этой
экспозиции станет началом прин-
ципиально нового этапа в судьбе
музея, откроет следующую главу в
его истории.
Музей сегодня - это экспозиции,
выставки, научные конференции,
круглые столы по наиболее актуаль-
ным и острым проблемам, научные
командировки и экспедиции. Все
формы музейной работы обращены
на посетителей различных катего-
рий - от дошкольника до пенсио-
нера. Конечно, главный «клиент»
ныне - это школьники, студенты,
курсанты военных училищ.
Когда-то, на рубеже 1980-х, по-
сещаемость нашего музея достигала
500-700 тысяч человек в год. Му-
зейные залы двух особняков и фи-
лиалов работали тогда буквально на
пределе своей пропускной способ-
ности. Но это происходило главным
образом за счет заорганизованности
со стороны парткомов и профкомов
- посещение музея Октябрьской
революции было обязательным
элементом основных туристических
маршрутов, турпоездов, экскурси-
онных автобусов, речных круизных
теплоходов. Сегодня цифры эти
стали значительно меньше и дер-
жатся стабильно на протяжении
последних лет на уровне чуть выше
100 тысяч в год. Но существенно из-
менились качественные показатели.
Теперь это прежде всего люди, со-
знательно стремящиеся пополнить
свой багаж исторических знаний,
а также молодежь и обучающаяся
аудитория. Значительную часть
гостей музея составляют люди, при-
влеченные информацией о новых
выставках и музейных программах,
а также, если можно так выразиться,
семейные группы, когда несколько
поколений одной семьи приходят,
чтобы ознакомиться с музейной
экспозицией.
В коротком очерке невозможно
сказать обо всем, что определяет се-
годня многогранную жизнь музея.
Главное богатство музея, кроме
его богатейших коллекций, - это
люди, наш коллектив со своими
традициями, опытом, знаниями и,
конечно, со своими проблемами.
Основная проблема, а точнее, беда
музейного сообщества общеиз-
вестна - низкая зарплата, которая
порождает текучку кадров, своео-
бразную «утечку мозгов» музейных
специалистов в другие отрасли.
Тревожит и недостаточная вос-
требованность обществом и властью
огромных возможностей россий-
ских музеев вообще и потенциала
такого уникального историко-
политического музея, как ГМПИР,
в частности. Что если не всегда, то
в большинстве случаев, выручает, -
так это устремленность в будущее,
нацеленность на самые передовые
современные методы и принципы
музейной коммуникации. Они вы-
ручили в перестроечные времена,
помогли в период распада СССР,
когда музей лишился на целый
квартал какого-либо финансиро-
вания вообще, пришли на помощь
в период дефолта 1998 года, когда
музей едва не попал под секвестр
общероссийского бюджета, и потре-
бовалось инициированное обраще-
ние дирекции ГМПИР, вмешатель-
ство администрации президента
Б. Н. Ельцина, чтобы он сохранил
свой федеральный статус.
Сегодня вновь кризисные вре-
мена, трудности есть и будут, от
этого в России никуда не уйти,
снова нужно собирать все силы
на их преодоление. Несмотря ни
на что, мы остаемся оптимистами.
Ведь нам, в числе прочих, доверено
сохранить и донести до будущих
поколений россиян историческую
память, овеществленную в музей-
ных реликвиях отечественной по-
литической истории.
5 9
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 58 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст