П
.
етербуржцы и петербурженки
6
Н. В. Калязина объясняет это тем,
что Пикарт, который к тому времени
был уже опытным мастером, либо
плохо знал А. Д. Меншикова (что,
по моему мнению, маловероятно),
либо не писал его с натуры.
Однако в иконографии князя
есть другой портрет, несомненно,
выполненный с натуры и, что уди-
вительно, - десятью годами ранее
вышеупомянутой гравюры. Это мало-
известное изображение молодого
А. Д. Меншикова относится к 1697
году, когда фаворит Петра I в составе
Великого посольства посетил Голлан-
дию3. На портрете есть сопроводитель-
ная табличка: «М. Мюсхер. Портрет
сержанта Преображенского полка
А. Д. Меншикова. 1697».
Таким образом, полотно при-
надлежит кисти голландского
портретиста Михила ван Мюсхера.
О нем известно немного: родился в
1641 году в Роттердаме, скончался в
1705 году в Амстердаме. Вероятно,
в Амстердаме художник и встретил
А. Д. Меншикова, где по заказу
русского царя выполнил изыскан-
ный портрет его ближайшего спод-
вижника.
М ол одой ,
почти
юный
А. Д. Меншиков изображен в пол-
ный рост у стола, покрытого темно-
зеленой скатертью. Он - в стеганом
атласном зипуне, подпоясанном
богато украшенны поясом восточной
работы. Поверх зипуна накинута так
называемая «польская» шуба, на
ногах - изящные красные сапоги,
на шее - повязанный узлом дорогой
батистовый платок с кружевами. Фа-
ворит царя представлен в горделивой
позе, подбоченившись, на пальце ле-
вой руки виден перстень, обращенный
на зрителя. Легкая улыбка, играющая
на тонких губах, и выразительные
глаза, завершают это красочное по-
лотно. Художник удивительно точно
передал самоуверенность будущего
князя, которая чувствуется в каждой
черте изображенного.
К сожалению, ныне сложно уста-
новить историю этого портрета, т. к.
он хранится в частном собрании. По
этим же причинам пока затруднено
дальнейшее изучение этого, по всей
видимости самого раннего портрета
А. Д. Меншикова. Но, вероятно, со
временем это изображение все же
придется включить в иконографию
светлейшего князя.
..
Переходя к наиболее поздним
портретам князя, отметим, что
одно из бесспорных изображений
А. Д. Меншикова того периода от-
носится к 1717-1720 годам. Это по-
лотно, хранящееся в Государствен-
ном Эрмитаже, представляет собой
почти хрестоматийное изображение
фаворита Петра Великого. К сожа-
лению, художник неизвестен.
Другой поздний портрет, напи-
санный около 1722 года И. Г. Тан-
науэром, долгое время выдавался
за портрет князя А. Д. Меншикова
(собрание Гатчинского дворца).
Однако на портрете мы видим
гораздо более пожилого человека
(в 1722 году Меншикову было
49 лет). К тому же у изображен-
ного отсутствуют на мундире три
ордена, которыми к тому времени
был награжден князь. Поэтому мно-
гие исследователи, начиная еще с
А. Успенского (1903), позволили
усомниться, что на портрете изо-
бражен А. Д. Меншиков.
Казалось бы, на эрмитажном
портрете, выполненном не позднее
1720 года, иконография князя завер-
шается. Однако это не так, если об-
ратиться к «березовскому» периоду
жизни петровского фаворита.
..
Два года, проведенные в Си-
бири, - наиболее темные стра-
ницы жизни светлейшего князя.
Тот трагический период в судьбе
А. Д. Меншикова неизменно при-
влекал художников, которых, как
и многих, потрясла превратность
судьбы человека. Поднятый из
нищеты и безвестности на недо-
сягаемую высоту, А. Д. Меншиков
неожиданно был лишен свободы,
титулов и имущества и, по его
собственным словам, низвергнут
«в свое первобытное состояние»4.
Неудивительно, что та эпоха в био-
графии князя нашла отражение в
творчестве художников, создавших,
за неимением исторических свиде-
тельств, фантастические полотна.
Наиболее известное из них - кар-
тина В. И. Сурикова «Меншиков
в Березове», где ссыльный князь
изображен в окружении детей в
тесной крестьянской избе. Суще-
ствуют и другие, менее известные
«картинки» из «березовской» эпохи
А. Д. Меншикова. Например, ри-
сунок Демидова, изображающий
князя с дочерью, которому придвор-
ные объявляют о ссылке в Сибирь5.
Западные художники тоже обраща-
лись к этой теме. Стоит упомянуть
гравюру Г. Энднера, изображающую
семью ссыльного князя, обедаю-
щую близ обоза на пути в Сибирь.
На гравюре Иверсона мы видим
А. Д. Меншикова, стоящего с за-
ступом в руках у могилы своей
дочери. «Бог смирил меня!» - так
называется следующая гравюра,
где А. Д. Меншиков представлен в
меховой шапке и с топором в руках.
Наконец, в собрании Государствен-
ного Русского музея хранится
гравюра Ж. Моро, изобразившего
А. Д. Меншикова на смертном одре.
Построение храма князем Меншиковым в Березове
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 5 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст