М
узеи Петербурга
И миф антиЧный,
и обраЗ лицеиста
( В Д ом е Г.
Р .
Ю ерфаМна открылась
выставка произведений
В ениам ина Сидоренко)
А . Ю
. М у д р о е
6 2
В 2011 году исполняется двести
лет Императорскому лицею. Торже-
ства, связанные с этим событием,
еще впереди, но для заслуженного
художника России Вениамина
Сидоренко уже наступила пора на-
пряженной работы, связанной с этой
юбилейной датой.
Известный петербургский
скульптор, он еще в начале 1990-х
годов приступил к работе над темой
«А. С. Пушкин и его окружение», ко-
торая включала, помимо мемориаль-
ной пластики, связанной с именем
великого поэта, произведения, изо-
бражающие его друзей-лицеистов
и лицейских профессоров. Тогда к
этой теме он обратился, познакомив-
шись с известными коллекционера-
ми медалей на пушкинские темы -
Д. Робинсоном, А. Коршиковым,
С. Петровым.
В 1994 году в Петербурге, в особ-
няке Боссе на Васильевском острове,
состоялась первая персональная
выставка произведений скульптора,
посвященных исключительно пуш-
кинской теме. Работа в этом направ-
лении продолжается и поныне.
Выставка, открывшаяся в 25-й
день рождения Г. Р. Державина в
Музее русской словесности XVIII
века, носящем его имя (филиале
Всероссийского музея А. С. Пуш-
кина), наглядно демонстрирует
интенсивность творческих поисков
ваятеля.
Вениамин Сидоренко - скуль-
птор, работающий в разных жанрах
пластического искусства. Он из-
вестен как монументалист, станко-
вист, но самые значительные произ-
ведения на тему «А. С. Пушкин и его
окружение» созданы им в мелкой
бронзовой пластике, в медалях
и плакетках. На выставке в доме
Г. Р. Державина на Фонтанке их
представлено множество, что по-
В. Ф. Малиновский, первый
директор Лицея. 2008 г Медальон.
Искусственный мрамор.
Собрание автора
зволяет проследить ход творческого
поиска мастера.
В. Сидоренко близки традицион-
ные композиции, изображающие фи-
гуру в рост. Такими он создает образы
«Юного Пушкина» (1987, в Мп ),
«П. А. Вяземского» (2008, «Остафье-
во»), так подходит к теме «Дуэли»
(2008). Автор использует и необыч-
ные решения, изображая поэта ле-
жащим - «А. С. Пушкин в Болдино»
(1986, гипс тонированный, АХМ). .
..
Свободно раскинувшийся плащ слу-
жит своеобразным основанием для
фигуры, трость поддерживает ноги
поэта. В композиции есть динамика,
острота видения образа.
Также необычна композиция
скульптурной группы «Союз певцов
и чистый, и свободный.» (1992,
гипс тонированный, ВМП). Скуль-
птор изобразил юных лицеистов,
сидящих на парковой скамье, вдох-
новенно декламирующих стихи.
В 2008 году мастер приступил
к работе над созданием портре-
тов первых директоров Лицея -
В. Ф. Малиновского (искусствен-
ный мрамор) и Е. А. Энгельгардта
(гипс тонированный). В каждом
случае он использовал новый ком-
позиционный прием, будь то рельеф
или круглая пластика. Основываясь
на прижизненных живописных и гра-
фических изображениях персонажей,
он создает убедительные портретные
характеристики. Не ограничиваясь
только задачей сходства, скульптор
умеет донести до зрителя индивиду-
альный образ, подчеркнув лучшие
качества своих героев - их одухотво-
ренность, философскую вдумчивость,
пытливость ума.
Самым обширным на выставке
является раздел медалей и плакеток.
Вениамин Сидоренко хорошо знает
классические особенности этого
вида пластики. В ряде случаев он
обращается к традиционной ком-
Е. А. Энгельгардт, директор Лицея.
2008 г Бюст. Гипс тонированный.
Собрание автора
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 61 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст