М
Л±)
узеи Петербурга
Рукописи А. С. Пушкина.
Плакета.1994 г Бронза.
Государственная
Третьяковская галерея
позиции профильного портрета,
берущего начало еще в антично-
сти. Именно так он решает образ
«Пушкина-отрока» (1994, ГЭ).
Поиск художника можно про-
следить, сравнивая две медали
«А. С. Пушкин. Болдинская осень»,
созданные им в 1990 (ГЭ) и 1991 го-
дах. В. Сидоренко разрабатывает ком-
позицию этих медалей, обращаясь, то
к полуфигуре, то к выразительному
рисунку головы поэта в венке из лав-
ра. Для него интересна и сама фактура
рельефа, когда порой изображение
будто «размывается». Мастер не до-
водит до блеска поверхность медали,
оставляет ее шероховатой, тем самым,
подчеркивая выразительные возмож-
ности бронзы, а это придает портрету
живописность. В медали 1991 года, в
лавровый венок он вплетает колоски
пшеницы, а по краю пишет слова
«Болдинская осень». Медаль скуль-
птор чуть тонирует, и тепло бронзы
выступает только на самых выпуклых
фрагментах произведения.
В медали «Царскосельский Ли-
цей. 200 лет» (2008, ВМП) он ис-
пользует технику чеканки, которая
позволяет с большой достоверностью
передать особенности архитектуры
здания Царскосельского лицея. В
композиции присутствует класси-
ческая ясность, симметричность.
Екатерининский дворец и лицей
соединяются эффектной аркой-
переходом, помещенной в центре
медали. Цифры, обозначающие дату
юбилея - «1811-2011», помещены
внизу, а выше - воспроизведение из-
вестного профильного автопортрета
поэта с надписью «Лицей» легкой
стремительной прописью. Два столь
разных подхода - четкая линеарность
и свобода рисунка - придают юбилей-
ной медали особую цельность.
К технике чеканки он прибегает,
и работая над портретами А. И. и
П. П. Вяземских, Н. М. Карамзина
(все - «Остафьево»).
Находясь в постоянном твор-
ческом поиске, скульптор ищет
нетрадиционные композиционные
решения. Так, в воспроизведении
«Рукописей Пушкина» (1994, ГТГ)
он использует их как фон, матри-
цу типографского набора, сквозь
страницу которого проступают
рельефные портреты поэта разных
возрастов.
Вениамин
С идоренко
-
художник-интеллектуал. Его при-
влекают темы античности, что неуди-
вительно для скульптора, к тому же
живущего в Санкт-Петербурге, где
многое связано с античной символи-
кой. Однако его понимание антично-
сти на редкость глубокое: он выбирает
сложные сюжеты и демонстрирует
свой дар тонкого стилизатора. В
медалях и плакетках возрождаются
образы «Аполлона и Дафны» (1994,
ГЭ), «Ахиллеса и Пентесилеи» (1990,
ГТГ), «Убегающей Амазонки» (1989,
ГРМ), «Геракла» (1993), «Орфея и
Эвридики» (1995).
Диоген.1994 г Бронза.
Собрание автора
Скульптор передает динамич-
ное движение, умеет органично
включить в изображение надпись.
Вдохновляясь произведениями
Гомера, он, подходит к задаче соз-
дания образа античного сказителя.
Выполняя медаль неправильной
формы, с профильным изображе-
нием слепого поэта, он изображает
его в окружении героев древнегре-
ческого эпоса (2008).
В мелкой круглой пластике он
решает образы «Диогена» (1994),
«Юного фавна» (1994) и полных
экспрессии «Тезея и Минотавра»
(1991). Передача движения - одна
из важных задач, стоящих перед
скульптором. Мелкая пластика
позволяет художнику смело экспе-
риментировать. Сложный ракурс, в
котором В. Сидоренко изображает
античного философа-киника «Дио-
гена» (1994) отражает известную
эксцентричность образа жизни
героя. А музицирующий «Юный
фавн» - словно воплощение трепет-
ного звука. Его изогнутая фигурка
едва касается земли, в тонких паль-
цах он легко держит дудочку.
Творчество скульптора Вениа-
мина Сидоренко многогранно. Он
увлеченно работает над скульптур-
ными миниатюрами - камеями и
инталиями, участвует в выполнении
сложнейшего заказа по воссозданию
горельефов для Храма Христа Спа-
сителя в Москве. В его творческом
багаже можно найти и значительные
образы современников.
Талантливый мастер Вениамин
Сидоренко продолжает удивлять
редкой трудоспособностью, раз-
нообразием творческих интересов,
высоким профессионализмом. Сви-
детельство тому - настоящая экспо-
зиция в Доме Г. Р. Державина.
Примечания:
Принятые сокращения:
АХМ - Алтайский краевой художе-
ственный музей (Барнаул).
ВМП - Всероссийский музей
А. С. Пушкина.
ГРМ - Государственный Русский
музей.
ГТГ - Государственная Третьяковская
галерея.
ГЭ - Государственный Эрмитаж.
Остафьево - Музей-усадьба «Рус-
ский Парнас» в Остафьево (Московская
область).
Произведения, места хранения кото-
рых не указаны, принадлежат автору.
Произведения, выполненные из брон-
зы, особо не отмечаются.
6 3
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 62 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст