я
.
етербуржцы и петербурженки
Художник видел его в образе ис-
сохшего бородатого старика, даю-
щего плачущим детям последние
наставления. На переднем плане
Ж. Моро удачно поместил массив-
ный топор и пустое блюдо; это все,
что осталось у некогда богатейшего
вельможи страны.
..
Еще одно любопытное про-
изведение, которое (с умыслом
или по ошибке?) выдавалось за
изображение А. Д. Меншикова в
Сибири, хранится в Государствен-
ном историческом музее в Москве.
По словам известного художника
В. Г. Перова, который приобрел в
70-х годах XIX века этот портрет,
на нем был изображен старик с
длинной седой бородой, одетый в
серый, якобы «арестантский» халат.
На лицевой стороне рамы, на жестя-
ной пластине можно было прочесть:
«Князь Александр Данилович Мен-
шиков в ссылке в Березове в 1728
году». Сзади на подрамнике имеется
следующее любопытное пояснение:
«Светлейший князь Александр
Данилович Меншиков. Списан с
портрета, имеющегося у Дениса
Ивановича Чичерина, генерал-
губернатора Тобольска и всей
Сибири.
.. Писал сосланный живо-
писец и иностранец Карл Иванович
Фрок. Тобольск в 1770 году».
В. Г. Перов рассказывал, что позд-
нее это полотно было приобретено у
него неким господином Ценкером, а
затем перешло в Румянцевский музей
(ныне - ГИМ). Первым, кто обна-
ружил «подложность» сибирского
портрета А. Д. Меншикова, был сам
художник, который по прошествии
времени обратил внимание, что в Эр-
митаже экспонируется «Голова ста-
рика» кисти ван Дейка, идентичная
«румянцевскому» А. Д. Меншикову.
«Допустить, чтобы Вандик писал
портрет Меншикова уже невозможно
потому, что между их существо-
ваниями разница почти в целом
столетии, - не без юмора замечал
В. Г. Перов, - так как Меншиков
умер в 1729 г., а Вандик в 1641 г. Да
к тому же, если б они жили в одно
время, то вряд ли бы Вандик поехал в
Березов писать портрет князя»6.
Дальнейшие изыскания искус-
ствоведов прояснили этот вопрос.
В 1902 году хранитель картинной
галереи Императорского Эрмитажа
А. И. Сомов предположил, что это
портрет известного долгожителя
Томаса Парра, жившего с 1483 по
Ван Дейк. «Голова старика».
Исп. ок. 1621 г.
(Гос. Эрмитаж, СПб.)
1635 годы. Интересно, что по эр-
митажным инвентарям XVIII века
«Голова старика» считалась работой
Рубенса, а с 1838 года - ван Дейка.
И хотя мнения искусствоведов
впоследствии разделились, веро-
ятно, ближе всех к истине подошла
М. Я. Варшавская. Она определи-
ла, что схожий портрет кисти ван
Дейка под названием «Портрет
старика» есть в собрании Фай де
Левергем в Антверпене (Нидер-
ланды). Сходство изображенных
лиц и манера живописи привели ис-
следовательницу к предположению,
что эрмитажная картина могла быть
подготовительной работой к атвер-
пенскому портрету7. Известно также
повторение «Головы старика»: такой
портрет хранится в галерее Уильям
Рокхилл Нельсон в Канзас-Сити
(США), откуда произведение по-
ступило из парижского собрания
М. Канн. Американские искусствове-
ды на основании позднейшей надпи-
си на обороте портрета также считают
изображенного Томасом Парром.
Кто изображен на портрете, име-
ющем столько повторений, и кто же
все-таки является автором «Головы
старика» - эти вопросы еще ждут
своего исследователя. Но вполне
очевидно, что к ссыльному русскому
князю это произведение не имеет ни
малейшего отношения. Перед нами
обычная мистификация: на портреты
А. Д. Меншикова всегда был хороший
спрос, и, можно предположить, кто-то
из антикваров решил подзаработать
на этом, приписав «легенду» на под-
рамнике. Так никому не известный в
Ван Дейк. «Портрет старика».
Исп. ок. 1621 г. (Собрание Фай
де Левергем, Атверпен)
России седобородый старик превра-
тился в знаменитого «березовского
узника».
Однако, по всей видимости,
один из «сибирских» прижизнен-
ных портретов А. Д. Меншикова все
же дошел до нашего времени. По
иронии судьбы, он тоже хранится
в Государственном историческом
музее. Этот портрет принципиально
отличается от уже знакомой нам
иконографии светлейшего князя.
..
Перед нами - поясной портрет
зрелого человека в темной одежде
и в рубашке с белым воротником.
Его голова слегка наклонена вперед,
а волосы неопрятными длинными
локонами спускаются на плечи. Пра-
вая жилистая рука словно указывает
на сердце.
.. От руки взгляд зрителя
невольно возвращается к лицу изо-
браженного; оно представляет со-
бой странную смесь благородства и
«запущенности».
.. Небритые щеки,
резко очерченные губы, тонкий нос и
проницательные, полные боли глаза.
Глаза, которые «не отпускают» и бук-
вально «электризуют» все полотно. В
этом взгляде чувствуется неподдель-
ная тревога за свое будущее. Тонкие,
слегка приподнятые брови подчер-
кивают сосредоточенное выражение
лица. Кажется, что изображенный
не позирует - он просто не замечает
художника.
Но кто же этот небритый и
опустившийся человек с аристокра-
тическими чертами лица? И как этот
портрет попал в ГИМ?
Произведение происходит из
московского собрания известного
7
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 6 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст