Б
локада Ленинграда
М
. Я и ч к и н а
7 8
Фотоальбомы, посвященные ге-
роической защите Ленинграда в годы
блокады, выходили не раз, особенно в
последние годы, однако сказать, что
эта тема исчерпана достаточно, затруд-
нительно. Возникла такая ситуация:
некоторые блокадные фотоснимки
стали уже хрестоматийно известными
(например: ленинградцы спасают па-
мятники на улицах и площадях города;
первые жертвы артобстрелов; на заво-
дах города ремонтируется поврежден-
ная и даже создается новая военная
техника; сандружинницы разбирают
завалы разрушенных бомбардиров-
ками домов и спасают пострадавших
жителей.
..), при этом некоторые фото-
графии постоянно появляются в пе-
риодике, чаще, конечно, - в юбилейные
даты. В одном из альбомов, которые
были представлены на традиционном
Книжном салоне в «Ленэкспо», было
изображение грузовика с фрагментами
человеческих тел. Такой снимок вызы-
вает неприятие, поэтому некоторые из-
датели предпочитают не обнародовать
фотографии такого рода, и оставлять
только лишь в ведении медиков, юри-
стов, военных историков.
Издательство «ЛИК», выпустив-
шее фотоальбом «Победа Ленин-
града (из блокады к весне 45-го)» к
65-летию полного снятия блокады,
почти во всем этой крайности из-
бежало. Автору проекта и редактору
В. Левтову и автору-составителю
В. Давиду удалось найти и опу-
бликовать фотографии, которые
существенно дополняют блокадную
фотолетопись. Источниками этих от-
крытий стали фонды: Центрального
Государственного архива кинофото-
фонодокументов Санкт-Петербурга,
Государственного мемориального
музея обороны и блокады Ленинграда,
Российского Государственного архива
кинофотодокументов. Кроме фотогра-
фий, в альбоме представлены цитаты
из дневников и воспоминаний, а также
фотокопии плакатов и документов
разного рода, в том числе и редчайшие:
извещение о гибели близких (в народе
- похоронки), больничные справки,
листки нетрудоспособности, лечебные
карточки, машинописные приказы и
т. д. Таким образом, возник своео-
бразный монтаж текстов фотографий
и документов.
Новый альбом имеет несомненное
познавательное и даже учебное значе-
ние, он послужит ценным пособием
для учащихся, творческих работников
и даже историков.
Однако самая большая ценность
именно этого альбома в его эмоцио-
нальности. Внимательный читатель
и зритель найдет для себя новые,
необычные открытия, как это всегда
бывает, когда из архивов и музейных
фондов на свет появляется то, что
раньше не выставлялось и не публи-
ковалось. Мир блокадного детства -
тема интересная для интересующихся
жизнью блокадного Ленинграда - в
этом альбоме представлена достаточ-
но широко. Выдающиеся по своей
эмоциональной силе фотографии
школьного урока в бомбоубежище,
и урока, так сказать, на открытом
воздухе - у здания разрушенной
снарядом школы. Через несколько
страниц - юный читатель у книж-
ного лотка на Невском проспекте,
еще через несколько - раненые дети
в больничной палате любуются на-
ряженной новогодней елкой. Есть
и совершенно удивительные снимки,
доказывающие, что жизнь в блокад-
ном городе вопреки всем бедам порою
была почти неотличима от жизни
мирной. К примеру, фотография трех
девочек, купающихся в Лебяжьей
канавке в июне 1943 года.
Встречаются снимки, которые с
точки зрения фотожурналистики и
фотоискусства выдающимися назвать
нельзя, однако они ценны в качестве
источников и не могут не привлечь
внимание. К таким снимкам можно от-
нести застывшее мгновение сентября
1943 года с изображением разного рода
стендов с инструкциями и цифровыми
данными, посвященными подготовке
к зиме. Уникален снимок осени 1943
года: призывники блокадного города
с вещами готовятся к отправке в во-
инские части. Или же, например, такая
фотография: ленинградцы разных
возрастов обступили карту боевых
действий, прикрепленную прямо к
кирпичной стене, это - лето 1943 года.
Удивительное впечатление оставляют
кадры со спортивных мероприятий в
блокадном городе (бег, гимнастика,
футбол): сами по себе в мирное время
они бы так ярко не смотрелись.
Читатели, серьезно изучающие
историю блокады, знают о том, что
в Ленинграде на случай вражеского
вторжения в город создавались укре-
пленные огневые точки. Судя по исто-
рическим источникам, они доходили
до набережной реки Фонтанки, но то,
что огневая точка обустраивалась во-
енными моряками в августе 1942 года
у здания Адмиралтейства - несомнен-
но, факт большого значения.
По решению составителей персо-
нальное авторство снимков в альбоме
не указано (имена фотожурналистов
в алфавитном порядке перечислены
в конце книги), поэтому установить
авторов конкретных фотографий воз-
можности нет.
Среди фотографий есть и такие,
которые имеют не только позна-
вательную, но и художественно-
изобразительную ценность. Про-
сматривая снимки с несомненным
художественным значением, нельзя не
назвать вид на Невский проспект че-
рез пролом здания, фотографию двух
девочек школьного возраста, которые
скрашивают серые госпитальные
будни раненого орденоносца: одна
читает ему книгу, другая украшает
палату букетом цветов. К подлинной
классике военного фоторепортажа от-
носится снимок трех первых бойцов у
входа в парк Екатерининского дворца
в Пушкине. Пальму первенства по
номинации «Жанровый снимок»
можно присудить фотографии встре-
чи бойцов на поле боя 2-й ударной и
42-й армии в районе Ропши 20 января
1944 года. Этот фотокадр, несомненно,
очень ярок по своей художественной
выразительности.
Завершают военную часть альбома
классически известные фотографии па-
радов представителей Ленинградского
фронта на Красной площади в Москве
и на Дворцовой - в Ленинграде. Это
главные эмоциональные точки всего
фотоальбома, который займет достой-
ное место в книжной фотолетописи
подвига Ленинграда.
М
а р и н а Я и ч к и н а
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 77 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст