С
лужилый Петербург
Чесменский герой
Д м ит рий И льин
Памятник Д. С. Ильину.
Гравюра 1895 г.
С . А . М о р о з о в
Чесменское сражение 26 июня
(7 июля) 1770 года является бли-
стательной и уникальной победой
русского флота. Турецкий флот был
уничтожен, 14 линейных кораблей,
6 фрегатов, 46 вспомогательных
судов были сожжены или взорваны
в Чесменской бухте. Итог победы
замечательно характеризует над-
пись на серебряной Чесменской
наградной медали «Былъ».
Вспоминая Чесму, в первую
очередь нужно отдать должное
полководческому и флотоводче-
скому искусству главнокоман-
дующего морскими силами графа
А. Г. Орлова и командующего эска-
дрой адмирала Г. А. Спиридова, их
грамотное командование привело
к победе над значительно превос-
ходившим по количеству кораблей
и орудийной мощи противником.
Решающую роль в сражении сы-
грал удар брандера под командо-
ванием Д. С. Ильина. В ходе атаки
Д. С. Ильин смог выбрать стратеги-
чески важную цель - турецкий лин-
кор первого ранга, под жесточайшим
огнем сцепиться бортами и лично
поджечь фитиль своего брандера.
Выполнив задачу, команда Ильина
перебралась на шлюпку и отплыла
на небольшое расстояние. Коман-
дир дал приказ остановиться и
хладнокровно осмотрел и проверил
результаты операции - корабль был
весь в огне. Последовавший затем
мощнейший взрыв в клочья разнес
неприятельский корабль. Тысячи
горящих обломков от взрыва разле-
телись по всей бухте, распространив
огонь почти на все корабли про-
тивника. Русские продолжали об-
стрел, распространившийся пожар
охватил турецкие корабли, которые
один за другим взлетали на воздух.
Только в начале девятого часа утра
взрывы прекратились. В ходе битвы
россияне захватили и вывели из
огня линейный корабль «Родос» и
пять турецких галер.
Победа в Чесменском сражении
была достигнута благодаря гени-
альной стратегии командования,
Надписи на пьедестале памятника
Д. С. Ильину
Фотография 2005 г.
героическому подвигу лейтенанта
Д. С. Ильина, мужеству и стойкости
русских моряков.
Жизнь героя Чесмы Дмитрия
Сергеевича Ильина неразрывно
связана с Санкт-Петербургом и
его малой родиной одноименными
деревней и сельцом Демидиха и де-
ревней Застижье. Сельцо Демидиха,
деревни Демидиха и Застижье с
1710 года входили в состав Санкт-
Петербургской губернии, с 1727
года переведены в Новгородскую
губернию, с 1776-го - в Тверскую
губернию, а ныне - это территория
Лесного района Тверской области.
Дмитрий Ильин родился в 1737
году в дворянской семье прапорщика
Сергея Васильевича Ильина, слу-
жившего до отставки в кавалерии1.
Сведений о матери пока не удалось
обнаружить, у Дмитрия был старший
брат Михаил. О Михаиле Ильине
известно, что он избрал воинскую
службу, которую закончил в чине
майора. В 1759 году Дмитрий Ильин
приезжает в Санкт-Петербург и по-
ступает в морской шляхский кадет-
ский корпус. В годы учебы плавал на
различных кораблях на Балтике, по
окончании корпуса.
5
марта 1764 года произведен в
мичманы. Затем служба на Балтий-
ском флоте, ежегодно находился в
плаваниях в Балтийском и Северном
морях. В июле 1769 года Д. С. Ильин
назначен командиром мортирной
батареи на бомбардирском корабле
«Гром», который в составе эскадры
Г. А. Спиридова отправляется из
Кронштадта в Средиземное море.
Переход оказался исключительно
трудным, были серьезные людские
потери, в мощных штормах погибли
корабли. В Копенгагене коман-
дующий эскадрой Г. А. Спиридов
получил указ о производстве ряда
офицеров в следующие чины, в том
числе Д. С. Ильина в лейтенанты
с 30 июля 1769 года. По прибытии
в Архипелаг Ильин участвовал в
8 3
История Петербурга. № 5 (51)/2009
предыдущая страница 82 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №51 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст